Кредит доверия: в РТ запустят новые меры поддержки селлеров маркетплейсов
Растущий рынок
Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службе бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, с начала года число татарстанских селлеров на маркетплейсах увеличилось почти в 6 раз и превысило 16 тысяч человек.
«Очень важно, что программа развития интернет-торговли в республике на 2021-2022 годы в полной мере учитывает системность данного вопроса. Особое внимание уделяется комплексу мер финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей по продвижению на электронных торговых площадках, в том числе на международных, субсидирование логистики, обучение, а также специальные кредитные и микрофинансовые продукты», — подчеркнул помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен Фарид Абдулганиев.
По данным партнера Data Insight Федора Вирина, объем рынка e-commerce в Татарстане, по итогам 2021 года, вырастет на 52% до 70 млрд рублей. Драйвером роста республики является развитие доступности интернет-торговли. В Казани, по его словам, наблюдается рост привычек к онлайн-покупкам.
По оценкам аналитической компании, количество татарстанских онлайн-магазинов за 9 месяцев года возросло в 8 раз. Для дальнейшего роста нужно развивать логистическую и IT-инфраструктуру для работы предпринимателей с маркетплейсами.
Как рассказали РБК Татарстан в Ак Барс Банке, объем рынка e-commerce в России в 2020 году составил 2,7 трлн рублей. К 2025 году, согласно прогнозам, он может достичь 11 трлн.
Развитие площадок
В банке рассказали, что в рамках сотрудничества с сегментом e-commerce были подписаны соглашения с маркетплейсами Wildberries и KazanExpress, а также логистическими компаниями PickPoint, DPD и «Деловые Линии». Их цель — расширение деловых отношений в онлайн-торговле и поддержке экспорта товаров.
«Вслед за рынком интернет-торговли развивается и финансовый инструментарий для бизнеса в сфере электронной коммерции. Здесь Ак Барс Банк готов предложить новые финансовые возможности. При этом мы учитываем, что рынок электронной коммерции не приемлет традиционных банковских продуктов и требует нестандартных способов оценки кредитоспособности клиентов, в том числе анализа транзакционной активности на маркетплейсе», — отметила руководитель блока корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Ольга Ясонова.
Например, Ак Барс Банк планирует внедрить новый кредитный продукт для селлеров под залог товара и прав требований выручки. «Кредитный продукт будет строиться на анализе транзакционной активности поставщиков маркеплейсов. Ак Барс Банк планирует осуществлять их кредитование под залог товара в обороте и залог прав требований выручки. Пока планируется осуществлять финансирование продавцов, торгующих на Wildberries», — рассказали в банке.
Генеральный директор и совладелец KazanExpress Линар Хуснуллин положительно оценил проект, отметив, что у селлеров появится доступ к заемным средствам без бюрократических барьеров.
«Мы сможем предоставить информацию по выручке с разрешения продавца. Банку теперь необязательно будет смотреть доход: есть он или нет. Если стабильно доход идет больше млн рублей и оборот растет, значит, ты платежеспособный клиент и тебе можно давать кредит. Используя эти данные, банк сможет предоставлять более гибкие условия кредитования», — сказал Хуснуллин.
Он сообщил РБК Татарстан, что в 2021 году количество продавцов из Татарстана выросло на 2 тысячи — до 6 тысяч. «Растет не только количество предпринимателей. Увеличивается их выручка. Например, в октябре у нас было 170 предпринимателей, зарабатывающих более миллиона, в ноябре стало 320: количество за два месяца выросло в два раза», — рассказал Хуснуллин.
Основатель и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук отметила, что сотрудничество с банком позволит предложить предпринимателям дополнительные возможности.
«Wildberries развивает сервисы с широким кругом партнеров, благодаря чему мы можем совместно улучшать онлайн-платформу для продавцов и покупателей. Около 90% наших продавцов — представители малого и среднего бизнеса. Благодаря этому предприниматели смогут расширить бизнес, это особенно важно в преддверии сезона высокого спроса», — сказала она.
В феврале в Казани заработал Центр электронной торговли «Маркетплейс. Легко». Благодаря ЦЭТ уже более 3,5 тысяч татарстанских предпринимателей начали торговать на маркетплейсах. Например, в рамках проекта Ак Барс Банк и бизнес-школой IWENGO провели образовательный осенний марафон, где предпринимателей учили работать на маркетплейсах.
Для участия в нем зарегистрировались 1 тыс. человек, 300 их них уже торгуют на онлайн-площадках. Помимо этого, в банке в 2021 году был открыт клуб для предпринимателей Ак Барс Лабс, где проходят мастер-классы, в том числе по теме электронной коммерции.