Экспансия началась: общепит Казани ожидает нашествия крупных сетей
Как рассказала на организованном РБК Татарстан круглом столе исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров республики Галина Шарафутдинова, предприниматели не могут отреагировать на повышение НДС с 18 до 20% подорожанием меню. Есть риск лишиться клиентов.
Выживание крупных сетей
Индексацию налога рестораны и кафе, которые не платят НДС, ощутили из-за поставщиков и производителей продуктов. Новые заведения, считает Шарафутдинова, в этом году открываться не будут. По ее мнению, есть риск, что на казанском рынке выживут только крупные сети, в первую очередь, федеральные.
«Эта тенденция четко прослеживается в других сферах. И в общепите в скором будущем, возможно, будут одни сети. Мы, конечно, не хотим этого сегодня, когда мы только приучили потребителей к тому, чтобы питаться вне дома», – сказала Шарафутдинова.
Казанские предприниматели, по ее словам, чтобы сохранить клиентов, трансформировали формат заведений. Например, появились точки, которые предлагают заплатить за вход, продавая блюда по себестоимости. Помимо этого, Шарафутдинова сообщила, что 16 января на заседании в Общественной палате РТ обсуждалась перспектива введения льгот для тех заведений, которые принимают на работу инвалидов.
«Сейчас мы проводим встречи с поставщиками, планируем провести круглый стол по организации совместных закупок, чтобы минимизировать расходы. Возможно, мы организуем логистический склад. Может быть, это как-то выправит ситуацию», – сказала Шарафутдинова.
Дефицит залогового имущества
Представитель ассоциации заявила, что ресторанам сложно получить банковские кредиты, поскольку нужен залог, а заведения располагаются в арендуемых помещениях, оборудование и мебель не оцениваются как ликвидные.
По словам управляющего банка «Открытие» в Татарстане Дамира Габдулхакова, банки крайне редко отказывают в кредите по причине отсутствия залога. «В основе при принятии решения лежит бизнес-план. Собственник должен быть готов раскрыть его, вести дело максимально прозрачно, у него должна быть дифференцированная база поставщиков и покупателей», – сказал он.
«Гарантийный фонд в 2018 году поддержал ряд предприятий общественного питания, которые уже давно работают в Казани. Если у вас есть пул предпринимателей, которые обозначили проблему в нехватке имущества под залог, и это является причиной отказа в кредите со стороны банков, то я предлагаю скооперироваться», – обратился к исполнительному директору рестораторов и отельеров Казани и РТ руководитель Гарантийного фонда региона Тимур Темиргалиев.
Трудности начинающих
По словам Шарафутдиновой, с отказами в получении кредитов приходится сталкиваться начинающим бизнесменам. «У предпринимателя разработан хороший бизнес-план, он нашел площадку и планирует часть инвестировать из своих средств, а часть хотел бы получить в банке. К сожалению, под бизнес-проект взять кредит не удается. Год назад мы обращались в разные банки и получили отказ, потому что нет истории, нет баланса», – рассказала исполнительный директор ассоциации рестораторов.
Габдулхаков отметил, что у банков нет возможности активно инвестировать в бизнес-идеи, поскольку кредитные организации должны блюсти интересы вкладчиков, обеспечивая стабильную работу. «Если банки будут выдавать средства людям без опыта пусть даже с потенциально успешными идеями, что будет с такими организациями? А ведь банк должен выплатить клиенту вклад по первому требованию», – отметил управляющий банком «Открытие» в Татарстане.
Темиргалиев признал, что банки в настоящее время кредитуют бизнес-проекты не в том объеме, как действующие предприятия. «Если у предпринимателей есть бизнес-план, они хотят открыть кафе, кофейню (например, вьетнамская кухня сейчас очень популярна!), то у нас есть инструмент», – сказал он.
Глава Гарантийного фонда пояснил, что у предпринимателей есть возможность получить через республиканский Центр микрофинасирования до 5 млн рублей под 7,5% годовых. «Мне кажется, что маленького кафе, корнера этой суммы вполне достаточно. Есть возможность получить инвестиционный кредит и пополнить оборотные средства», – сказал Темиргалиев. Под бизнес-план, добавил он, сумма меньше – до 3 млн рублей.