Автомобилисты РТ без энтузиазма встретили изменения тарифов ОСАГО
Управляющий отделением Нацбанка по РТ Марат Шарифуллин рассказал, что Банк России принял решение о корректировке страховых тарифов по ОСАГО. Изменения призваны сделать услуги более доступными для населения и заставить страховые компании конкурировать между собой за клиентов.
«Изменения связаны с накопившимися дисбалансами в системе ОСАГО, которые негативно повлияли на финансовую доступность услуги. И привели к невозможности приобретения полиса в ряде регионов РФ», - заявил он. Кроме того, 1 апреля в силу вступили поправки в соответствующий закон, который увеличил суммы выплат за вред жизни и здоровье потерпевших со 160 тыс.руб. до 500 тыс.рублей. Также установлен новый порядок возмещения расходов на восстановления здоровья потерпевших, в том числе было учтено удорожание запчастей и комплектующих к автомобилям из-за снижения курса рубля.
До введения нового порядка страховщики оплачивали пострадавшим только те медицинские услуги, которые не могли предоставить в рамках системы обязательного медстрахования. По словам М.Шарифуллина, при сотрясении мозга пострадавший в ДТП получит 15 тыс.руб., при переломе ключицы и черепно-мозговой травме - 35 тыс.рублей. По оценке Банка России, доля выплат в связи с вредом здоровью может увеличиться до 21%, сейчас этот показатель составляет всего 1% от общего объема платежей.
Банк России расширил тарифный коридор до 20%, а также коэффициенты страховых тарифов для регионов. В Татарстане коэффициент территории преимущественного использования авто остался на прежнем уровне. В Казани он равен 2, в Н.Челнах – 1,7, в Зеленодольске, Альметьевске и Нижнекамске – 1,3 и так далее.
В результате, в Казани стоимость полиса для автомобиля Ford Focus с двигателем 100-120 л/с по нижней границе тарифного коридора увеличится с 5856 руб. до 8236 руб., без учета скидок и надбавок за аварийность. Если считать по верхней границе, то в Казани стоимость полиса увеличится с 6177 руб. до 9883 руб. Глава татарстанского отделения Нацбанка отметил, что по факту автомобилисты заплатят меньше, благодаря накопленным скидкам за безаварийную езду. Компенсация расходов на восстановление авто увеличится на 20-25%.
Заключить договор автовладелец может в любой страховой компании. Управляющий отделением Нацбанка подчеркнул, что отказывать гражданину или навязывать дополнительные услуги организации права не имеют. Марат Шарифуллин рекомендовал автовладельцам фиксировать нарушения со стороны страховщиков с помощью видеозаписи или свидетельских показаний, и обращаться за помощью в Банк России или звонить на телефон «горячей линии». В 2014 году от автомобилистов поступило более 400 жалоб, в этому году – уже 330. Нацбанк уже вынес 12 постановлений о привлечении сотрудников должностных лиц страховых компаний в РТ к административной ответственности. Согласно КоАП РФ, штраф составляет 50 тыс.руб. Назвать провинившиеся компании Марат Шарифуллин отказался.
«Банк России рассчитывает, что страховщики со своей стороны предпримут все меры для стабилизации на рынке ОСАГО. В противном случае, и со стороны регулятора, и со стороны общества говорить о дальнейших шагах навстречу будет нельзя», - заявил М.Шарифуллин.
Изменения на рынке ОСАГО приведут к росту конкуренции среди страховых компаний. Как сообщил РБК-Татарстан руководитель управления методологии обязательных видов компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, последние две недели перед повышением тарифов в филиалах наблюдался как минимум двукратный рост количества автовладельцев, желающих приобрести полисы ОСАГО по текущему тарифу. На долю компании приходится 2,1% рынка страхования ОСАГО в РТ.
«Возросший поток являлся следствием нескольких факторов. Первый – мы не вводили ограничений по продажам полисов ОСАГО и не прекращали их продажу ни в одном из регионов, поэтому к нам помимо собственных клиентов шли клиенты других страховщиков. Второй фактор – увеличившийся поток наших собственных клиентов, которые пролонгировали договор по текущему тарифу. Также автомобилисты использовали возможности расторжения текущего договора и приобретения нового полиса по действовавшим тарифам», - рассказал он.
Д.Макаров уверен, что введение тарифного коридора в ОСАГО, благодаря которому страховщики могут самостоятельно устанавливать в его рамках размер базовой ставки, подняло на поверхность «важную составляющую любого рынка – конкуренцию». Конкуренция по цене, разумеется, влечет за собой повышение конкуренции по качеству, рассуждает он.
«На мой взгляд, более важный вопрос – будет ли конкуренция усиливаться в дальнейшем? Ответ, скорее, да. Он неточный, так как дальнейшая убыточность ОСАГО и, соответственно, размер тарифов будет определяться несколькими факторами», - отметил Макаров. Во-первых, это рост объема выплат. Во-вторых, активность автоюристов, которые определяют высокую убыточность ОСАГО в большинстве регионов России, получая от страховых компаний выплаты, предназначенные автовладельцам. В том случае, если страховой отрасли удастся решить «проблему автоюристов», то последующие изменения размеров базовых тарифов в нижнюю сторону, резкий рост качества обслуживания будут более чем реальны.
Представитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов отметил, что больше полисов ОСАГО станет только из-за постоянного увеличения парка автомобилей на дорогах. «Повышение тарифа на 40%, плюс 20% коридор для страховщиков – это фактически 60% удорожания – на данный момент не изменили ситуацию на рынке полисов в лучшую сторону вообще никак», - заявил Д.Золотов РБК-Татарстан.
По его словам, никаких серьезных и жестких штрафных санкций для страховых компаний не предусмотрели. «Страховщики опять будут устраивать искусственные очереди и говорить, что у них нет полисов. Кроме того, они не выплачивают в срок и занижают выплату – если бы были какие-то серьезные штрафные санкции, то на рынке страхования произошли бы существенные изменения. На данный момент только увеличилась сама сумма за полис почти на 50% как минимум», - сетует он.
По словам представителя ФАР по Казани, с 1 июля 2015 года хотели ввести электронные полисы. «Однако страховщики всячески отнекиваются, отбрыкиваются и просят перенести на 2016 год, потому что они уже не смогут навязывать свои услуги. Если введут электронные полисы, это будет намного удобнее и комфортнее для водителей», – уверен Д.Золотов.
Напомним, что полисы ОСАГО в Татарстане можно приобрести в 20 компаниях. В тройке лидеров находились компании «НАСКО Татарстан», «Росгосстрах» и «Чулпан». По итогам года, сборы страховых компаний по ОСАГО в Татарстане выросли на 23,6% и составили 4,8 млрд рублей против 3,8 млрд рублей годом ранее. Рост выплат страховщиков в Татарстане в сегменте ОСАГО составил 9% - если в 2013 году компании выплатили автовладельцам 2,7 млрд рублей, то в прошлом году - уже почти 3 млрд рублей.
Татьяна Ренкова, Екатерина Константинова