Не прошло и года: в Казани закроется единственная Castorama
Помимо России, Kingfisher приняла решение уйти из Испании и Португалии. Согласно заявлению генерального директора компании Вероник Лори, причиной является смена стратегии компании. Kingfisher намерена сосредоточиться на рынках тех стран, где уже вышла в лидеры или имеет шансы получить ведущие позиции.
Как сообщается в отчете, операционный убыток за 2017-2018 финансовый год составил в России 8 млн фунтов стерлингов. В III квартале 2018−2019 финансового года выручка Kingfisher в РФ сократилась на 6,4% до 101 млн фунтов. ИАС Seldon.Basis сообщает, что оператор российских магазинов ООО «Касторама РУС» по итогам прошлого года получило 2.9 млрд рублей чистого убытка и снизило выручку на 4% до 32,5 млрд рублей.
РБК со ссылкой на собеседника в Kingfisher сообщил, что российские магазины могут закрыть в 2019 году. В отчете сроки не указаны. Собеседник издания сообщил, что сеть из 20 магазинов выставят на продажу. Продать ее могут целиком или частями.
В пресс-службе Castorama РБК-Татарстан сообщили, что Kingfisher рассматривает «различные сценарии ухода с рынка». Однако других подробностей озвучить не смогли. В релиз включили заявление Лори, где она повторила постулат о концентрации на лидирующих рынках.
«Мы делаем все возможное для реализации нашего плана трансформации и создания сильного долгосрочного бизнеса. В рамках этого обязательства мы приняли сложное решение прекратить свою деятельность в России. Это привлекательный рынок, но наша доля на нем относительно небольшая. Это решение позволит нам сосредоточиться и более эффективно реализовать нашу стратегию на основных для нас рынках, где мы уже лидеры или можем занять ведущие позиции и создать хорошие дома, делая обустройство дома доступным для каждого. Хочу поблагодарить всех наших коллег в России за преданность компании и заинтересованность в работе с покупателями. Магазины продолжат работу в обычном режиме», − сказано в заявлении руководителя Kingfisher.
В call-центре казанской Castorama сообщили, что у них нет информации о предстоящем закрытии. Не знают операторы и об официальном заявлении Kingfisher. «Наше руководство сказало, что все хорошо», − сказала одна из них.
Опрошенные РБК-Татарстан эксперты оценили работу Castorama в России как достаточно успешную, отметив при этом более высокие, по сравнению с другими игроками, сегмента «сделай сам» цены на товары. Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев считает, что такая политика не могла не сказаться на финансовых и операционных результатах компании в РФ.
Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова сообщила, что у Сastorama было «стабильное» 3 место по торговому обороту среди гипермаркетов формата «сделай сам» и 2-ое по количеству гипермаркетов в РФ. Объем рынка товаров «сделай сам» по итогам 2017 года, сообщила эксперт, составлял, по разным оценкам, около 1,5-1,7 трлн руб.
«Так что решение британского ритейлера отказаться от работы в РФ, на мой взгляд, могло быть связано, в большей степени, с санкциями и ухудшением отношений между Россией и Великобританией, чем с неудачным опытом входа на российский рынок. Возможно, что к решению уйти из России компанию подтолкнула не самая удачная стратегия развития по регионам, в которых Castorama начала деятельность раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Это достаточно дорогая сеть гипермаркетов, а доходы населения после кризиса, особенно в регионах, восстанавливаются очень медленно, так что многие россияне вынуждены откладывать запланированный ремонт. Возможно, выручка с торговой площади и чистая прибыль оказались не такими, как хотелось бы менеджменту», − сказала Мильчакова.
Эксперты считают, что потребители не заметят ухода Castorama с рынка. Мильчакова предположила, что в Татарстане на продукцию Castorama был очень небольшой спрос, поэтому руководство компании не видело возможностей для расширения. «Покупатели не пострадают, так как на этот рынок входят новые отечественные игроки, а также есть привычные зарубежные бренды. На мой взгляд, для иностранного ритейлера лучшим выходом было бы держать низкие цены или постоянно объявлять скидки, акции, распродажи, чтобы привлечь обедневшее население в регионах. Но, видимо, менеджмент посчитал, что такая стратегия большого дохода не принесет, и принял то решение, которое принял», − сказала Мильчакова.
«Характерной особенностью именно этой сети было относительно небольшое количество филиалов за пределами двух столиц, так что наличие в Казани всего одного магазина на этом фоне не выглядит удивительным. Из-за этого рынок вряд ли существенно отреагирует на уход даже такого достаточно крупного игрока, так как освободившаяся ниша будет быстро заполнена такими конкурентами, как Leroy Merlin, «Петрович», OBI, «К-Раута», «Максидом», «Сатурн» и другими», − сказал Коренев.
Castorama работает в России с 2006 года, стартовав в Самаре. В столице Татарстана магазин открыли в апреле 2018-го. Три года назад президент РТ Рустам Минниханов предложил топ-менеджеру компании Мишелю Шезу зайти в Казань. Глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина получила задание найти участок. Впрочем, казанские СМИ сообщали, что планы по заходу Castorama в столицу РТ были еще в 2005 году.
2 марта 2017 года исполком Казани опубликовал проект планировки и межевания территории микрорайона №5 жилого района «Седьмое небо». В нем сообщалось о строительстве ТЦ Castorama, площадью 11,5 тысяч кв.метров. Объем инвестиций в строительство и открытие гипермаркета, по данным казанских СМИ, составил 2 млрд рублей.
Напомним, что в Казани с 2005 года работает гипермаркет OBI. В 2013 году открылся первый «Леруа Мерлен», спустя 2 года – второй. Есть магазин в Набережных Челнах. Плюс – по республике работают 12 гипермаркетов региональной сети «Мегастрой».