Достучаться до небес: бизнес заступился за старые вертолеты
Темой одной из секций проходящего в Казани 22-23 ноября Вертолетного форума стало обновление парка машин. Мероприятие провели на территории ПАО «Казанский вертолетный завод», который входит в холдинг «Вертолеты России».
В конце августа 2018 года в федеральных СМИ появилась информация о том, что в правительстве России обсуждают нефинансовые меры поддержки падающего производства вертолетов. В качестве инструмента рассматривают возможность введения запрета на эксплуатацию вертолетов, выпущенных в 1990-ых годах.
Напомним, что в сентябре 2018 года гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский сообщил РБК, что в стране насчитывается 1,9 тыс. гражданских машин, из которых 60-70% эксплуатируются более 25 лет. Основу парка, по данным Реестра воздушных судов, составляют Ми-8 и модели, разработанные на его базе.
Также РБК со ссылкой на топ-менеджера «Ростеха» Анатолия Сердюкова сообщал, что в стране могут запустить программу, которая облегчит компаниям покупку новых вертолетов. Например, можно использовать схему лизинга, когда машины, старше 25 лет, можно будет сдавать в счет первого платежа за новые.
Удар по рынку?
На мероприятии, которое прошло вчера на Казанском вертолетном заводе (КВЗ), разгорелась дискуссия. Участники рынка отметили, что обновление летной техники по силам только таким крупным компаниям-операторам, как «ЮТэйр», «Роснефть», «Газпром авиа», но для большинства авиаперевозчиков оно будет неподъемным.
Зампред Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Александр Калачев заявил, что введение запрета на технику старше 25 лет приведет к экономическим потерям эксплуатантов. В России немногие компании могут позволить отдать полмиллиарда рублей за новый вертолет, а потом еще 9 месяцев ждать, когда он будет готов. Второй удар для авиакомпаний – повышение стоимости летного часа. Предприниматели считают, если запрет закрепят решением правительства, то на всю страну останется менее 300 вертолетов.
«Многие вкладывали деньги в Ми-8. Он себя проявил хорошо. Если сегодня запретить коммерческую эксплуатацию этих машин, то с рынка уйдет 15-25% компаний. Чтобы это не было ударом по эксплуатантам, все должно быть сделано поэтапно, цивилизованно», – заявил директор пермской авиакомпании «Геликс» Николай Варганов.
Омоложение – это мировой тренд
Участники дискуссии отметили, что в Европе и Америке средний срок службы вертолетов составляет 26 лет. В России этот показатель сейчас равен 33 годам. Руководитель проектов АО «Вертолеты России» Николай Титов подчеркнул на мероприятии, что во главу угла нужно ставить удобство и интересы пассажиров.
«Сколько бы мы эту мантру не повторяли, мы, как граждане этой страны, должны с уважением относиться к пассажирам. Мы все равно будем предлагать рынку вертолеты нового поколения, сепарировать их на пассажирские и грузовые. Мировой тренд – омоложение парка. В США, Японии, Европе более 60% - это техника моложе 25 лет», – отметил Титов.
Представители «Вертолетов России» пообещали проанализировать недостатки выпускаемой техники, и в течение 3-4 лет внести существенные изменения, которые увеличат дальность и продолжительность полетов. Участникам заседания продемонстрировали новый модельный ряд вертолетов, в том числе новинку Ми-38. Сертификат на него получен в 2015 году, и уже есть пакет заказов.
Старый лучше новых
Участники дискуссии в один голос заявили: нельзя считать, что любой вертолет старше 25 лет опасен для эксплуатации. При условии, что машина проходила своевременное техобслуживание, для нее использовали качественные ГСМ и оригинальные запчасти.
Представитель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Николай Осипов заявил, что данные за 1994-2017 годы свидетельствуют: Ми-8Т – самый надежный и безопасный вертолет в мире. По этому показателю он в 2 раза опережает свои более поздние модификации. Показатель выживаемости без пожара у Ми-8 составляет 85%, в то время, как у модификаций МВТ и АМТ – 60%, при пожаре – 50% и 30% соответственно.
Начальник управления Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Валерий Кудинов заявил, что «плохая статистика» складывается из-за человеческого фактора. Кроме того, по сравнению с советским и более поздними периодами, ухудшилось качество изготавливаемой заводами продукции.
Осипов считает, что на уровне правительства запрет на технику старше 25 лет, стали обсуждать после того, как такую практику внедрили в компании «Роснефть». Он рассказал об этом участникам секционного заседания.
«Сечин (Игорь Сечин, глава «Роснефти» – прим. РБК-Татарстан) издал приказ не использовать Ми-8Т старше 25 лет, за ним потянулись другие. При том, что Международная Ассоциация производителей нефти газа издала положение об использовании воздушного транспорта и там нет ни слова про возраст вертолетов, сказано только о поршневых вертолетах, так как они небезопасны. А наши летают на поршневых «Робинсонах», но Сечин об этом молчит, – сказал Осипов.
РБК-Татарстан направил запрос в пресс-службу компании «Роснефть». На момент публикации ответ не поступил.
Искусственный барьер
Глава Ассоциации вертолетной индустрии Александр Калачев в финале мероприятия поддержал представителей компаний-операторов, которые предложили увеличить срок эксплуатации вертолетов с 25 до 50 лет. От имени АВИ был принят проект резолюции, в которой говорится, что искусственное ограничение срока службы вертолетов Ми-8 всех типов не обосновано ни с технической, ни с экономической точек зрения.
Согласно годовым отчетам, на Казанском вертолетном заводе, который входит в холдинг «Вертолеты России», продажи за последние годы упали в полтора раза: со 105 машин в 2014 году до 65 в прошлом. В линейку продукции предприятия входят вертолеты «Ансат», Ми-8/17 и Ми-38. В позапрошлом году, по сравнению с 2015 годом, чистая прибыль предприятия сократилась почти в 100 раз до 129,9 млн рублей. В прошлом году показатель увеличился - до 316,4 млн рублей.