Одобрение без денег: начало строительства ВСМ прогнозируют на конец года
Вчера «Коммерсантъ» сообщил, что на совещании у вице-премьера РФ Максима Акимова было одобрено строительство первого участка высокоскоростной магистрали Москва-Казань: от Железнодорожного Московской области до Гороховца Нижегородской области. В бюджете предлагается предусмотреть на проект 200 млрд рублей.
В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства республики РБК Татарстан сообщили, что в сентябре распоряжением правительства России был утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В него вошел и первый этап ВСМ Москва-Казань: участок Железнодорожный-Гороховец.
«При дополнительном финансовом обеспечении строительство будет продолжено до Казани. В настоящее время совместно с заказчиком проекта АО «Скоростные магистрали» ведутся работы по разработке возможных финансовых моделей проекта, в том числе рассматриваются схемы инновационного финансирования», – сказали в пресс-службе.
По словам председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, на совещании Максим Акимов «своей властью» принял решение о необходимости строительства ВСМ, однако самый главный вопрос оказался вне обсуждения. «В настоящее время нет понимания по основному концессионеру данного проекта. Увеличение госфинансирования пока не повлекло за собой увеличения числа желающих участвовать в проекте», – сказал Иванкин.
Павел Иванкин подчеркнул, что говорить о продолжении магистрали от Нижнего Новгорода до Казани до того, как будет утвержден концессионер, преждевременно. «В тоже время, если строительство начнется, то останавливаться на первом учаcтке будет нецелесообразно. Инвестор будет заинтересован в реализации полного проекта», – сказал Иванкин.
Эксперт отметил, что определенные работы на участках уже ведутся, но говорить о масштабном старте работ пока рано. «Самые оптимистичные сроки начала строительства конец 2019 – начало 2020 года. В предложенной модели указывается, что на третий год эксплуатация станет безубыточной. Для данного участка нам кажется достижение этих показателей в такие сроки нереальным. На направлении Москва-Нижний Новгород сегодня обращаются и скоростной поезд «Сапсан», и скоростной поезд «Стриж», и несколько пар «Ласточек». РЖД не представило целевую модель-график изменения движения поездов», – сказал Иванкин.
По мнению эксперта, при сохранении даже части поездов, быстрой окупаемости проекта на таком не загруженном по пассажиропотоку участке достичь невозможно.