Сладкая Казань: у столицы Татарстана появился гастрономический бренд
За логотип не придется платить
Сегодня директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова презентовала сувенирную продукцию с новой айдентикой столицы Татарстана. Она рассказала, что торговый знак был разработан и затем визуализирован студентами Британской высшей школы дизайна (Москва), которые приезжали в Казань на практику еще в 2014 году. Недавно права на его использование были зарегистрированы в Роспатенте по 24 классам международного классификатора, включая такие категории, как сувенирная продукция, бытовая химия, продукты питания и прочее.
По словам Санниковой, за бренд городу не пришлось ничего платить, кроме средств на проживание, размещение и питание группы дизайнеров. «Сейчас мы ставим задачу популяризации этого торгового знака. Мы хотим, чтобы он активно развивался и применялся в городской жизни. Это и остановочные площадки, и фасады ресторанов, отелей, любые предметы обихода, которые связаны с повседневной жизнью Казани и казанцев», – отметила глава комитета по туризму.
Как заявила Санникова, предпринимателям, которые захотят нанести логотип на свою продукцию, такая возможность будет предоставлена бесплатно. Для этого нужно заключить лицензионное соглашение на его использование с городским комитетом по туризму. Приглашенных на мероприятие представителей бизнеса это предложение заинтересовало, несколько предпринимателей выразили готовность маркировать таким образом свою продукцию.
По словам Санниковой, на продвижение казанской айдентики бюджета не предусмотрено. Она заметила, если сейчас речи о коммерциализации бренда не идет, то в будущем возможна небольшая оплата за его использование, а также отчисления авторам.
На мини-выставке в ходе презентации журналистам и предпринимателям показали фирменные образцы продукции – от лонгсливов и прочих предметов одежды до кружек и пакетов. Санникова демонстрировала на себе костюм с новым логотипом, разработанный казанским дизайнером Катей Борисовой и пошитого в единственном экземпляре .
Новая визитная карточка Казани
Для Казани по примеру Праги, Вены, Киева, Москвы был разработан фирменный торт, дегустацию которого устроили для приглашенных. Соучредитель Гильдии шеф-поваров города Казани и Республики Татарстан Николай Велесов рассказал, что сейчас кондитерское изделие проходит обязательную сертификацию в Роспотребнадзоре, а также в комитете по стандарту «халяль». В продажу оно поступит в августе, к чемпионату мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan- 2019.
«У каждой уважающей себя столицы Европы есть свой сладкий символ. Всем знакомы берлинское печенье, торт «Прага», кто ездил в Вену, знают, что нужно обязательно пойти и съесть торт «Захер». Торт «Киевский», который тоже на улице К.Маркса был создан в 1954 году, сейчас огромными партиями вывозится и очень популярен в России. В РФ тоже есть примеры удачных гастрономических изысков: например, белевская пастила из яблок, тульский пряник, который знают все с детства и в любом магазине его можно встретить, пару лет назад в Москве появился свой сладкий символ – одноименный торт, который увозят с собой туристы. Совместно с Гильдией поваров Республики Татарстан и шеф-поваром года Алексеем Давыденковым мы провели небольшое исследование и начали разрабатывать рецепт торта «Казань», - отметил Велесов.
Его основу составляют традиционные национальные татарские ингридиенты: чак-чак, сушеный творог корт, чернослив с добавлением грецких орехов, миндального бисквита, нежирных растительных сливок.
Изготовление по стандарту «халяль» предусматривает, что в изделии отсутствуют пищевые добавки, потому оно имеет ограниченный срок хранения – 72 часа. Помимо характерных узоров с лилией на верхнем корже, торт будет упакован в прозрачный куб с айдентикой Казани.
По словам Велесова, стоимость 1,8 кг бисквита составит 1 тыс. рублей. Но предусмотрен вариант меньшего размера, в виде пирожных, а также продажа по кускам. Соучредитель Гильдии шеф-поваров сообщил, что производить продукт будут в кондитерском цехе одного из казанских кафе, с которым заключено лицензионное соглашение. Его мощности позволяют изготавливать до 3 тонн десерта в день.
Велесов сообщил, что сейчас ведутся переговоры с торговыми сетями, чтобы торт «Казань» попал на прилавки магазинов, а в перспективе при большом спросе могут открыться фирменные торговые точки. Рестораны и кафе смогут приобретать его у изготовителя. Впрочем, в комитете по туризму не исключают возможности заключения соглашений и с другими крупными производителями кондитерских изделий.
Казанские предприниматели – в ожидании лицензии
Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Галина Шарафутдинова в беседе с РБК Татарстан высказала мнение, что город имеет право на свой бренд, а новая айдентика будет востребована.
«В Европе много сувенирной продукции с видами основных достопримечательностей страны. Наши предприниматели тоже хотели бы использовать айдентику Казани. Но у них не было понимания, как это сделать. Теперь мы знаем, куда обращаться. У нас уже есть желающие, которые хотели бы выпустить большую партию брендированной посуды, и они ждут такого разрешения. Мы готовы делать это за свой счет, нам нужно лишь правовое обоснование», – заявила Шарафутдинова.
Президент Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Зуфар Гаязов считает, что торт «Казань» со временем может стать таким же брендом, как в советское время был торт «Татарстан». «Его возили в Москву в качестве сладкого подарка, он приносил радость и счастье в семьи, которые его купили», – вспоминает Гаязов.
Он полагает, что кондитерская новинка поможет продвигать Казань, а для производителей стать интересным товаром. Единственный его минус, по мнению президента ассоциации, – стоимость.
«Такой продукт должен быть массовым, а для этого у него должна быть цена средняя и ниже средней. Но думаю, инициаторы создания торта разберутся в конъюнктуре рынка и возможно, снизят его стоимость», – заявил Гаязов РБК Татарстан.