Казань и Верхний Услон снова обещают соединить канатной дорогой
«Я хочу, чтобы это был последний круглый стол по обсуждению данной проблемы. Четыре года тянется этот проект, поставим на этом точку. Это имиджевый комфорт для города. Через Волгу у нас моста нет. Альтернатив автомобильным дорогам у нас нет – проекта, соединившего бы набережную, параллельно Кремлю, и Верхний Услон. И не будет. Хотя напрашивается прямой путь сообщения», — сказал вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко.
Сегодня на форуме Kazan Digital Week эксперты и представители бизнеса заявили, что канатные дороги свяжут центр Казани и Верхний Услон по госпрограмме развития транспортной системы. Для реализации рассматриваются компании из Самары (группа СКАДО), Москвы и научно-производственное объединение «Гулливер» из Казани.
Канатная дорога появится в центре Казани в районе Центрального стадиона и соединит столицу региона с «Городом электронной коммерции» в Верхнем Услоне. Протяженность первого отрезка составит 8,6 км. Предполагается возвести 24 опоры, из которых 18 расположатся в акватории Волги. Время в пути составит 24 минуты. Пропускная способность заявлена до 1,2 тыс. человек в час. Второй этап канатной дороги соединит Верхний Услон и Иннополис, его протяженность составит 13 км.
«Мы надеемся, что проект города и канатной дороги усилят друг друга, и дорога даст импульс развитию не только межмуниципального транспорта, но и туризма. Второй этап может соединить Верхнеуслонский район с Иннополисом», — сказал гендиректор ООО УК «Город электронной коммерции» Айнур Минникеев.
Проект «Город электронной коммерции» или город Новый Услон в Верхнеуслонском муниципальном районе был создан для перспективного развития территории в 3 этапа до 2030 года с населением в 15 млн человек. Здесь будет расположена социальная инфраструктура, жилая (порядка 1 млн кв. м) и офисная застройка.
Сейчас протяженность дорог от аэропорта до Верхнего Услона составляет 76 км по трассе М-7 или 53 км по М-12.
«Препятствиями строительства канатной дороги послужили якобы регламент в отношении инженерии города и исторических объектов. Но дороги создадут комфорт, в том числе и туристический. Это огромный рекреационный район, ограничение снято, мы можем взять параметры, существующие на других видах общественного транспорта. Но канатка решит многие проблемы. Нужно приступать к активному перебору деталей», — заявил Хоменко.
21 сентября Миндортранс Татарстана, группа компаний «Урбантех» и НПО «Гулливер» подписали соглашение о взаимодействии в сфере цифровизации транспорта и развития транспортной инфраструктуры.
Как отметил сегодня советник гендиректора по стратегическим коммуникациям и маркетингу «Урбантех» Эльдар Тузмухаметов, в ближайшее время будет проведено бизнес-планирование и расчет бизнес-модели, определены сроки окупаемости, а также будут привлечены новые партнеры.
Отечественные технологии
В Казани для канатной дороги хотят использовать оцепляемую систему с 1 канатом 1С.
«Система 3С Doppelmayr отличается тем, что длина канатной дороги позволяет устанавливать меньше промежуточных опор и сокращать натяжение каната. У нас в России и в Китае такой технологии нет. Поэтому сейчас рассматриваем российские технологии», — отметил Козловский.
Ранее по системе Doppelmayr (Австрия) и Leitner (Италия) в Казани были сделаны расчеты, заключены контракты, по которым требовалось установить 9 опор высотой под 100 м. Проектом также были заинтересованы компании из Франции и швейцарская Bartlett, сообщил президент группы компаний, ГК СКАДО Александр Козловский.
Он добавил, что схема была готова, контракты заключены, но ситуация изменилась настолько, что эта система стала недосягаемой. Поэтому будут использовать систему 1С – она применима в импортозамещении.
«Я так понимаю, на заводе ГК СКАДО применяют серьезные улучшения, чтобы появились и отечественные кабины и системы, не только китайская», — прокомментировал Козловский.
Проблемные автомобильные участки легко покрываются канатными дорогами, добавил он. По распоряжению раиса РТ будущую застройку в пригороде Казани планировать нельзя, пока не решена транспортная ситуация.
Преимущества проекта
Строительство по маршруту Казань-Верхний Услон 3 км моста через Волгу обошлось бы в 83 млрд, а 8 км канатной дороги – на порядок меньше, отметил Козловский. По расчетам, подвесная канатная дорога позволяет изъять из оборота 100 автобусов или 2 тыс. автомобилей.
Коммерческий директор специализирующегося на кооперации действий различных регионах ООО «Тим Форс» Анна Иванова отметила, что большие убытки в канатных транспортных системах несут компании, не учитывающие погодные условия. Компания готова регламентировать этот вопрос с помощью платформы обмена метеоданными, в том числе для запуска беспилотного транспорта и интеллектуальных транспортных систем.
«Представители нашей платформы не являются экспертами в области интеллектуальных транспортных систем, номы имеем колоссальный опыт и уверены, что сможем собирать экспертизу для канатных дорог на территории РТ», — сказала Иванова.
Канатную дорогу в Казани планировали строить с 2014 года, но земельных участков выделению не было, а документация не составлена. Тогда сумму инвестиций в проект от Казани до Верхнего Услона оценили в 43 млн евро, а от парка Горького до стадиона – 18 млн.
В 2021 году был опубликован инвестиционный меморандум до 2022 года, согласно которому канатки должны были появиться в Казани, Набережных Челнах, Альметьевском, Верхнеуслонском, Зеленодольском, Нижнекамском, Спасском и Тетюшском районах в качестве приоритетных для развития проектов.
28 декабря 2021 года на заседании инвестсовета РТ был презентован проект канатной дороги от парка Горького до стадиона. Протяженность дороги была заявлена в 2,7 км. Объем инвестиций озвучили в 3 млрд рублей.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан