Афера по-русски: смогут ли вкладчики Finiko вернуть потерянные деньги
Возмещение ущерба
Адвокат «Кочерин и Партнеры» Константин Ерохин в беседе с РБК Татарстан сообщил, что вкладчики финансовой пирамиды Finiko, в любом случае, могут рассчитывать на присуждение им потерянных сумм, процентов за пользование этими деньгами, а также компенсацию морального вреда.
17 ноября стало известно, что Интерпол задержал сооснователя финансовой пирамиды Finiko Зыгмунта Зыгмунтовича в Объединенных Арабских Эмиратах, однако вопрос об экстрадиции пока не решен.
Официальных данных об обстоятельствах задержания нет. По одной из версий издания, информацию Интерполу о Зыгмунтовиче могли дать его бывшие партнеры – однофамильцы Эдвард Сабиров и Марат Сабиров, которые также находятся в международном розыске по делу Finiko.
Накануне разыскиваемый полицией сооснователь Finiko Эдвард Сабиров записал видеообращение, в котором назвал имя человека, который, по его словам, являлся «теневым кардиналом» финансовой пирамиды и несет ответственность за похищение денег.
Ерохин отметил, что задержание в ОАЭ еще одного из сооснователей Finiko Зыгмунта Зыгмунтовича позволит следствию более оперативно установить все обстоятельства дела, в том числе остальных соучастников, а также лиц, которые помогали злоумышленникам легализовать и выводить денежные средства.
«Это будет отличный месседж для других организаторов финансовых пирамид, которые уверены в своей безнаказанности. Даже в случае, если организатор не будет экстрадирован, эти деньги могут быть фактически взысканы за счет имущества, оставшегося у него в РТ, которое может быть признано нажитым в ходе совершения преступления», — сказал он.
Старший юрист юрфирмы «Шаймарданов и Сабитов» Марьям Шамгунова считает, что в случае экстрадиции Зыгмунта Зыгмунтовича, его ожидает судьба Кирилла Доронина, то есть арест. При этом она отметила, что о возможности компенсации нанесенных вкладчикам убытков можно будет говорить в случае привлечения его к ответственности: ареста активов и возмещения ущерба.
Решение об аресте Сабировых и Зыгмунтовича было вынесено 27 августа Вахитовским районным судом Казани. Арест был заочным.
12 августа пресс-служба МВД России сообщила, что трое сооснователей Finiko объявлены в розыск. Им заочно предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ).
На данный момент по делу задержаны несколько подозреваемых, в том числе один из предполагаемых основателей Кирилл Доронин.
Условия экстрадиции
Кандидат юридических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия» Александра Шагланова сообщила, что договор между Российской Федерацией и ОАЭ о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора был заключен в 2014 году, в 2016-м он вступил в силу. «Сложно сказать, сколько времени займет процесс экстрадиции, поскольку подобные сроки нигде не закреплены. В каждом случае все происходит индивидуально», — сказала она.
По словам Ерохина, при получении запроса от другой страны об экстрадиции иммигранта суд ОАЭ принимает решение о том, соответствует ли этот запрос применимым правовым принципам.
«Суды в ОАЭ могут отклонить запрос об экстрадиции, если максимальный срок тюремного заключения за это преступления в ОАЭ составляет менее одного года, наказание за рассматриваемое преступление в другой стране может быть только финансовым или решение было вынесено в отсутствии подсудимого», — сообщил он.
Также запросы на экстрадицию, направляемые в суды ОАЭ из иностранных судов отклоняются, если преступление носит политический характер или местные власти и суды считают, что экстрадиция требуется на основе расистских или политических факторов.
Ерохин пояснил, что данные нормы зачастую используются для отказа в выдаче лица, и на практике экстрадиция в РФ из ОАЭ производится крайне редко – по резонансным делам или особым запросам.
«Так, ОАЭ создает себе имидж тихой гавани и привлекает состоятельных лиц, у которых в РФ возникли вопросы с властями или правоохранителями. По имеющимся данным из отрытых источников, в ряде случаев подозреваемым в РФ лицам на территории ОАЭ создается формальное юридическое основание, чтобы запретить выдачу, например, наличие долга по кредиту», — сказал он, добавив, что в среднем, сама процедура с запросами и обжалованием может занять больше года.
Старший юрист юрфирмы «Шаймарданов и Сабитов» Шамгунова Марьям отметила, что в уголовно-процессуальном законодательстве не определен срок исполнения запроса об экстрадиции. УПК РФ содержит только положение о том, что в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ срок может быть продлен до 12 месяцев.
«При этом в срок содержания лица под стражей включается срок, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства (ч. 10 ст. 109 УПК РФ, ст. 460 УПК РФ). То есть, при назначении Зыгмунту Зыгмунтовичу наказания в России будет учтен период нахождения под стражей в ОАЭ», — сообщила она.
Алексей Новиков, адвокат, управляющий партнер Criminal Defense Firm отметил, что риски экстрадиции сохраняются всегда. При этом существуют и те государства, которые не осуществляют экстрадицию в Российскую Федерацию.
«Согласно информации, имеющейся в открытых источниках и доступных для всех, в 2022 году существует только несколько государств, которые не выдают лиц Российской Федерации, а именно: Великобритания, Украина, Китай, Литва, Латвия, Эстония, Швеция, Япония, США», — сказал он.
Новиков отметил, что для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. «Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция будет возможна. Правила и основания для выдачи у каждого государства страны свои, поэтому каждый случай и сроки являются индивидуальными», — сообщил он.
20 июля глава МВД по РТ Артем Хохорин сообщил на коллегии министерства, что на основателей и участников Finiko в июне возбудили уголовное дело о создании преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ч. 1 ст. 210 УК РФ).
По версии следствия, с июня 2018 по декабрь 2020 года организаторы собирали средства вкладчиков, обещая высокие проценты за вложения на рынках криптовалют, фондовых рынках и торговых площадках. Правоохранители пришли к выводу, что Finiko не вела никакой инвестиционной деятельности.
Сумму ущерба от деятельности Finiko следствие оценило в 1 млрд руб. По словам официального представителя МВД России Ирины Волк, заявления от пострадавших поступали как из России, так и от жителей Германии, Австрии, Венгрии, Казахстана, Киргизии, США. Сейчас сообщается, что сумма ущерба достигла 5 млрд руб.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан