Смарт Сити взял тайм-аут из-за нехватки денег на инфраструктуру
Отвечая на вопрос РБК-Татарстан о судьбе "умного города" Смарт сити 20 декабря, Рустам Минниханов признал, что этот проект отложен до лучших времен. “С учетом нынешней ситуации я не знаю, что будет со строительной отраслью, как это повлияет на инвесторов. Так что на некоторое время надо взять тайм-аут, - сказал он. - Смарт Сити — перспективная площадка, и исходя из наших возможностей, мы ее будем начинать или завтра, или немножко погодя”.
В инфраструктуру Смарт сити нужно вложить порядка 9 млрд руб. в ближайшие 5-7 лет, а вложено всего 150 млн руб. - из республиканского бюджета, сказал РБК-Татарстан экс-куратор проекта Линар Якупов, двумя месяцами ранее покинувший пост главы Агентства инвестиционного развития РТ. Их потратили, по словам Якупова, на строительство временной дороги, разработку мастер-плана и небольшую часть инфраструктуры. По сведениям РБК-Татарстан, на территории городка успели начать газификацию. В 2014 году деньги в проект практически не получал, на него не заложены расходы в республиканском бюджете и на 2015 год.
Три иностранных инвестора, заключивших соглашения о сотрудничестве с ОАО "Корпорация развития РТ" (управляет развитием проекта) в 2013 году, приостановили работы в "Смарт сити". Так, еще в ноябре стало известно, что международная компания TGT Oil and Gas Services не дождалась места в Смарт сити и перенесла строительство завода по производству приборов для нефтехимической отрасли в Приволжский район Казани. В Смарт сити TGT Oil and Gas Services планировала построить инженерный центр, гостиницу, производственный участок и офисы за $11 млн. Компания успела выкупить участок в 0,7 га и построить и запустить первые цеха, а с начала 2014 года начала переносить мощности в Казань. К марту 2015 года производство, на котором трудятся порядка 200 человек, полностью переедет на новую площадку, рассказал РБК-Татарстан директор по развитию TGT Oil and Gas Services в России Георгий Васильев.
"Смарт сити - очень достойный и важный для республики проект. Что важно - была создана команда молодых профессионалов, которая активно работала над его реализацией. К сожалению, наша производственная и инвестиционная программа была запланирована на более быстрое развитие", - пояснил решение покинуть Смарт сити Васильев.
Еще два инвестора - арабская Tatarstan Gulf Investment Company и сингапурская Radiance Hospitality Group - тоже приостановили работы до четкого обозначения сроков введения инфраструктуры, сказал Якупов. Tatarstan Gulf Investment Company собиралась вложить $760 млн в строительство офисных блоков и пятизвездочной гостиницы, а также крупного торгового центра “Казань-молл”. Radiance Hospitality Group намеревался инвестировать $180 млн в строительство гостиницы и университета менеджмента и гостеприимства. На письмо РБК-Татарстан с просьбой прокомментировать свое участие в проекте Смарт Сити инвесторы не ответили.
По сведениям источника РБК-Татарстан, близкого к ситуации, 1,2 млрд руб. из бюджета Татарстана, которые должны были в 2014 году направить на инфраструктуру Лаишевского района, ушли в Верхний Услон на строительство Иннополиса. «Два города-спутника за государственные средства никто не вытянет», - констатировал он. Это подтвердил и Минниханов, заявив, что такие площадки, как Иннополис и Смарт Сити, республике одновременно развивать стало трудно. Поэтому республика решила сосредоточиться на более продвинувшемся проекте, в который уже вложено 23 млрд руб. бюджетных и частных средств.
Смарт Сити Казань — инфраструктурный проект Татарстана в Лаишевском районе вблизи казанского аэропорта. Построенный по "умным" технологиям, городок должен стать новым деловым центром Казани. Предполагается, что на площади в 7 млн кв. м разместятся особая экономическая зона, общественно-деловой и научно-образовательный центры, гостиницы, а также инфраструктура для проживания. Городок рассчитывали исходя из 58,8 тыс. проживающих в нем человек.
Смарт сити включен в концепцию казанского аэротрополиса - территории вокруг аэропорта, а также увязан с находящимся неподалеку Свияжским мультимодальным логистическим центром. В 2012 г. строительство Смарт-сити планировалось вести в течение 20 лет и потратить на него $10 млрд. Инвестиции в первую очередь проекта со стороны иностранных компаний ожидались на уровне $2,5 млрд.
Елена Иванова, Дина Валиуллина