Шопинг в один клик: в Татарстане покупатели уходят в онлайн
Как рассказали РБК Татарстан в пресс-службе Wildberries, в 2019 году продажи компании в республике достигли отметки в 1,87 млрд рублей, что на 93% превышает результат 2018 года.
«В единицах продажи товаров выросли на 116%. Наиболее активный рост отмечен в таких категориях, как продукты питания (+748%) и электроника (+715%), строительные инструменты (+666%), товары для животных (+469%), товары для здоровья (+495%)», – сообщили в пресс-службе.
Татарстан, по данным компании, занимает 29 строчку по объему онлайн-продаж Wildberries в России. «Традиционное лидерство держат Московский регион, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская и Нижегородская области», – сказали в пресс-службе.
Рекордный рост продаж
По прогнозам специалистов компании, популярность онлайн-покупок продолжит расти. «Все больше жителей региона будут совершать заказы в интернет-магазинах. Для удобства наших покупателей мы продолжим развитие собственной сети пунктов выдачи заказов в Татарстане», – сказали в пресс-службе.
Директор макрорегиона Поволжье компании Ozon Рустем Касимов подтвердил активный рост продаж.
«ПФО находится на третьем месте по продажам. В 2019 году они выросли на 133% год к прошлому году. Самыми популярными товарами у клиентов из Татарстана в прошлом году стали электроника, товары для детей и для дома. При этом, по мере развития привычки покупать онлайн, высокий рост демонстрируют и относительно новые для площадки категории: на 225% выросли продажи мебели, товаров для красоты и здоровья – на 240% и продуктов питания – на 219%», – сказал Касимов.
Представитель Ozon отметил, что один из главных трендов 2019 года – активный рост покупок продуктов и товаров повседневного спроса в интернете. «В Татарстане их продажи выросли на 148% раза год к году. Также мы видим, что спрос смещается в сторону мультипаков и больших упаковок. Например, каждая вторая купленная на Ozon упаковка подгузников – это большая упаковка», – сказал Касимов.
Подводя итоги года, руководитель службы аналитики группы компаний Яндекс.Маркет Владислав Исмагилов сказал, что наибольший прирост покупательского интерерса в онлайне, по их данным, наблюдается к одежде и аксессуарам, лекарствам, БАДам и мебели.
«В целом, онлайн-покупатели Татарстана достаточно активны, готовы покупать в интернете разные категории товаров, не только электронику. Например, местные пользователи готовы заказывать в интернете продукты питания. Казань находится на третьем месте, после Москвы и Санкт-Петербурга, по доле онлайн-покупателей продуктов. Около 40% онлайн-покупателей Казани хотя бы один раз покупали их в интернете», – сказал Исмагилов.
В компании ожидают, что онлайн-торговля в Казани будет развиваться быстрыми темпами, чему способствует развитие логистической инфраструктуры и сокращение сроков доставки.
В сентябре 2019 года министр экономики Татарстана Фарид Абдулганиев сообщил, что на долю интернет-продаж в республике приходится 1,3% от оборота розничной торговли, который по итогам 2018 года составил 917 млрд рублей. По России этот показатель выше – 1,7% от оборота розницы.
Мелкие игроки не выдержат
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отметил, что внутренний российский рынок онлайн-доставки продовольственных товаров, в том числе e-grocery товаров (напитки, детское питание, бытовая химия и сопутствующие позиции) продемонстрировал прогрессивный рост.
«Оборот служб доставки ритейлеров, маркетплейсов и сторонних сервисов доставки товаров составил, по разным оценкам, от 35 до 40 млрд рублей. Для сравнения: в 2018 году было 23 млрд рублей, то есть рынок вырос на 50%. Это означает, что культура использования сервисов доставки товаров развивается опережающими темпами. Наибольший рост отмечен преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и таких городах-миллионниках, как Челябинск, Новосибирск, Ростов-На-Дону, Нижний Новгород, где доходы населения выше среднего, а средний чек похода в магазин не ниже 500-1000 рублей», – сказал Жарский.
В то же время, считает эксперт, рынок онлайн-доставки товаров находится на стадии становления. «В прошлом году с рынка ушло несколько стартапов (Golama, Foodza, Superbro), чьи инвесторы сочли, что сервисы вряд ли выдержат конкуренцию со стороны стартовавшего в прошлом году СберМаркета (бывший Instamart). Что касается лидеров рынка, то большая часть общего оборота пришлась на «Утконос» с оборотом в 10 млрд рублей. Второе место у платформы которую развивает X5. Онлайн-магазин «Перекрестка», по предварительным данным, только за 9 месяцев 2019 года нарастил выручку в 4 раза до 2,6 млрд рублей. Замыкает тройку лидеров платформа Ozon, которая еще в 2018 году была на 2 месте», – сказал Жарский.
По мнению эксперта, в ближайшем будущем незначительные игроки уйдут с рынка, оставив свою долю более крупным федеральным представителям. «Во многом это будет связано с тем, что выйти на высокую доходность – задача не одного года работы сервиса, поэтому выдержат этот путь только бизнесы с высоким запасом прочности. С точки зрения клиентов, это отличная возможность покупать онлайн и по минимуму платить за доставку, чем сейчас и пользуется большинство россиян, общий возраст которых не превышает 35-40 лет», – сказал Жарский
Напомним, в Лаишевском районе РТ в 2016 году был открыт склад Ozon площадью 3,5 тыс. кв. метров. Объем инвестиций составил 100 млн рублей. В 2020 году компания планирует построить и открыть логистический центр в Зеленодольском районе республики, получив статус резидента территории опережающего развития. Стоимость проекта, как сообщили в апреле в кабмине РТ, составит 1 млрд рублей. Первая очередь предусматривает 20 тыс. кв. метров и 500 рабочих мест.
В Казани работают около 350 точек выдачи заказов Ozon – 9 из 10 казанских клиентов выбирают эти каналы доставки. Также установлены постаматы Ozon на нескольких станциях метро в Казани, а в ближайшие полтора месяца они появятся еще на 7 станциях Казанского метрополитена.
Помимо этого, строительство логистического центра в том же районе РТ анонсировала компания Wildberries. Объем инвестиций заявлен в 5 млрд рублей. Планируется создать порядка 5 тыс. рабочих мест.
31 мая 2019 года появилась информация, что перспективу строительства логистического центра рассматривает компания «Яндекс. Маркет». Представители компании посетили Зеленодольск, где действует одна из татарстанских территорий опережающего развития, Иннополис.