Ход винтом: КВЗ в 2020 году намерен продать полсотни вертолетов
Заказывают все
Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службе ГК «Ростех», в 2020 году Казанский вертолетный завод планирует реализовать свыше 50 машин. Из них более половины – вертолеты семейства Ми-8/17, порядка 35% – «Ансаты» и несколько машин серии Ми-38.
«У Казанского вертолетного завода есть твердые контракты на 2020 год. Среди заказчиков, как традиционные партнеры КВЗ – Государственная транспортная лизинговая компания, МЧС России, авиакомпания «Ямал», так и новые заказчики, в том числе иностранные», – сообщили в пресс-службе госкорпорации.
В «Ростехе» отметили, что одним из способов обеспечить заказами предприятия холдинга «Вертолеты России» является работа с лизинговыми компаниями. 26 февраля КВЗ передал компании Газпромбанк Лизинг первый серийный гражданский вертолет Ми-38 (в люксовой комплектации). В пресс-службе госкорпорации уточнили, что контракт был подписан на одну машину.
ПАО «Казанский вертолетный завод» на 99,62% владеет АО«Вертолеты России», который, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех».
В 2014 году по России и за рубеж было продано 107 машин. Это максимум не был преодолен.
14 ноября 2019 года Казанский вертолетный завод опубликовал отчетность по итогам III квартала. В январе-сентябре текущего года было получено 2,3 млрд рублей чистого убытка. Годом ранее убыток составлял 1,3 млрд рублей. Выручка составила 4,3 млрд рублей против 9,6 млрд по итогам 9 месяцев 2018 года. В прошлом году от продаж была получена прибыль – 652 млн рублей, в этом году убыток – 560,5 млн. Краткосрочные обязательства предприятия на отчетную дату превысили 31,9 млрд руб., долгосрочные – 29,7 млрд руб.
«Сотрудничество с Газпромбанк Лизинг и с другими лизинговыми компаниями, позволяет обеспечить, с одной стороны, стабильный спрос на продукцию холдинга «Вертолеты России», а с другой – планомерное обновление вертолетного парка российских авиакомпаний», – отметили в пресс-службе «Ростеха». В частности, авиакомпания «Норильск-Авиа» в текущем году получит в лизинг 2 вертолета Ми-8АМТ. До 2024 года, в общей сложности, поставят 10 машин. Однако их собирают не в Казани.
Больше лизинга
В пресс-службе Газпромбанк Лизинг не исключили, что в дальнейшем будут закупать вертолеты казанского производства, однако не уточнили, какие модели и в каком количестве. В компании заявили наличии пула «определенных интересантов», как среди коммерческих, так и государственных структур. Но количество потенциальных заказчиков в пресс-службе Газпромбанк Лизинг не озвучили, заявив, что это преждевременно.
«В настоящее время Газпромбанк Лизинг рассматривает проекты по лизингу машин холдинга «Вертолеты России», в том числе производства Казанского завода. По количеству вертолетов мы не готовы сообщить, поскольку проекты находятся на разных стадиях реализации, а заказы к размещению сильно зависят от заключенных договоров лизинга», - сообщили в пресс-службе компании.
Сумма каждой лизинговой сделки, отметили в Газпромбанк Лизинг, напрямую зависит от количества вертолетов. «Благодаря поддержке Газпромбанка у нас есть возможность рассматривать крупные сделки на большое количество воздушных судов и поэтому не ограничиваем для себя объем средств, который мы готовы направить на закупку техники», - сообщили в компании.
5 марта глава минпромторга РТ Альберт Каримов сообщил, что объем промышленного производства в 2019 году увеличился к предыдущему году на 1% (до 2,88 трлн руб.). в машиностроении результат оказался ниже, чем в 2018 году, на 0,5%. По итогам 2018 года отрасль отстала от предыдущего года на 7,8%.
«Основная причина – результаты крупных компаний: снижение объема производства на «Камазе» и совместном предприятии «Даймлер-Камаз», проблемы с заказами вертолетного завода, сворачивание производства Ford Sollers и снижение сдачи кораблей на Зеленодольском заводе им. Горького (производство на прежнем уровне, подводит комплектация)», - сказал Каримов.
Сколько вертолетов КВЗ реализовал по итогам 2019 года, министр в докладе не озвучил. В начале прошлого года казанские СМИ писали, что планируемый показатель – порядка 80 машин. На сайте Авиационного инновационного кластер(АИК) сообщается, что продажи составили порядка 60 вертолетов.
Обстоятельства не располагают
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в беседе с РБК Татарстан высказал мнение, что текущая ситуация не способствует увеличению числа заказов на вертолеты и, соответственно, росту объема производства на Казанском вертолетном заводе.
По словам Пантелеева, рынок сбыта для Ми-38 в настоящее время ограничен. Эксперт пояснил, что машина, в первую очередь, могла бы заинтересовать нефтегазовый сектор, который в связи понижением цен на нефтепродукты сейчас не готов к тратам на масштабное обновление авиапарка. «Несмотря на то, что освоение месторождений в Арктике, на шельфах потребует именно таких вертолетов», – сказал Пантелеев.
Машины семейства Ми-8, отметил эксперт, востребованы российскими авиакомпаниями, которые покупают их, как в лизинг, так и на кредитные средства.
«И, наконец, вертолеты «Ансат», основным финансирующим институтом для которых является Государственная транспортная лизинговая компания. Проект связан с оснащением Национальной службы санавиации. Мягко говоря, этот проект пока не слишком успешен», – сказал Пантелеев.
По его словам, у вертолетостроителей России в ближайшие годы, благодаря мерам господдержки, появится возможность реализовать несколько десятков машин. Среди мер назвал нулевую ставку НДС, возможность приобрести вертолет по схеме trade-in, инициативу ввести субсидии перевозчикам на покупку вертолетов для обслуживания региональных маршрутов, которые действуют для покупателей самолетов, и другие.
«Говорить о том, что с учетом всех мер поддержки, у казанского завода появится возможность удвоить или хотя бы в 1,5 раз нарастить производственную программу. С другой стороны, вертолеты «Ансат» постоянно модернизируются и совершенствуются. Параллельно идет работа идет валидация его сертификата с авиационными властями других стран. Это открывает для «Ансата» новые экспортные рынки, что позволяет предположить: данная модель станет массовой и востребованной, как на российском, так и на международном рынке», - сказал Пантелеев.