Крылья Иннополиса: в сборку самолетов и аэродром вложат 2,5 млрд рублей
Церемония, приуроченная к началу строительства аэродрома и цеха по сборке самолетов Т-500, состоялась 22 мая. В ней приняли участие президент РТ Рустам Минниханов и глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. По словам главы республики, под размещение нового предприятия выделено 313 гектаров.
«Самолет Т-500 многофункциональный. Благодаря госкорпорации «Ростех», он прошел сертификацию, отработаны все вопросы его серийного производства и реализации. Самое главное, что сборочное производство и аэродромный комплекс будут находиться здесь, рядом с Иннополисом. Значит интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет сосредоточена здесь», – сказал Минниханов.
Проект серийного производства самолетов Т-500 является совместным для РТ и госкорпорации «Ростех». Его реализуют в рамках соглашения о проведении пилотного проекта по созданию и развитию всероссийской системы авиахимработ, которое было подписано на выставке МАКС-2017.
Разработчиком самолета Т-500 выступает татарстанская фирма «МВЕН». В настоящее время выпущено 10 самолетов. Воздушное судно имеет композитный планер и может эксплуатироваться в разных климатических условиях. 6 сентября 2018 года самолет получил сертификат и стал первым в современной России сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения.
По словам Сергея Чемезова, строительство завода планируется начать в следующем году и завершить к 2022 году. «Планируем вложить в проект 2,5 млрд рублей. Предусмотрено частно-государственное партнерство. И в основном, это будут частные средства. Пока не могу назвать конкретных инвесторов, но мы ведем переговоры со многими. Надеюсь, что в ближайшее время сможем об этом рассказать», – сказал Чемезов. Он добавил, что в настоящее время проект финансирует госкорпорация и частные компании, названия которых он не озвучил.
ТАСС сообщило, что компания, которая будет реализовать проект по развитию экспериментальной авиации в Иннополисе, называется «Аэропрактика». 37% акций владеет ООО «Дигинавис» бывшего главы минкомсвязи РФ Николая Никифорова.
По его словам, новые самолеты будут активно использовать не только в России, но и за рубежом. «Прежде всего, конечно, они будут использоваться для авиахимработ, но также для мониторинга окружающей среды, лесных пожаров и так далее. Самолет может использоваться, в том числе и как учебный, потому что мы планируем создать и двухместный самолет и беспилотный », – рассказал Чемезов.
Ежегодно завод будет выпускать 60-100 летательных аппаратов. Конкретную стоимость будущих самолетов он не озвучил, но выразил надежду, что она будет в диапазоне от 12 до 20 млн рублей.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в беседе с РБК Татарстан сообщил, что в настоящее время в России не производят подобных самолетов.
«Сертифицированных воздушных судов, предназначенных именно для химических работ, в России нет. В этом плане в индустрии серьезный пробел, поэтому на российском рынке доминирует теневая составляющая. Большая часть этого сегмента – серый бизнес. Все это ведет к авиапроисшествиям. Такая ситуация не может удовлетворять ни авиационные власти, ни крупных заказчиков, которым важна легальность и безопасность. И производство в Татарстане может занять эту нишу», – сказал Пантелеев.
По его мнению, именно крупные заказчики могли бы открыть перспективы для нового бизнеса.
Пантелеев отметил, что новому аппарату будет сложно конкурировать по стоимости с самолетами, которые производятся в виде комплекта запчастей и собираются приобретающей стороной самостоятельно. «Но для заказчика услуг важна также совокупная стоимость того, что он получает – защищенный от вредителей урожай, качественно внесенные удобрения и увеличение плодородности почв. С этой точки зрения, специализированные сельхозсамолеты могут составить конкуренцию тем же Ан-2, которые сегодня зачастую работают нелегального», – сказал Пантелеев.
На территории будущего комплекса в Иннополисе разместятся цеха, где будет осуществляться окончательная сборка воздушных судов Т-500, его модификаций и иных типов воздушных судов, организованы складские помещения для хранения комплектующих.
Отдельная площадка будет отведена аэродрому экспериментальной авиации, статус которого позволит проводить облеты и испытательные полеты производимой техники и специализированного оборудования в непосредственной близости от производственных цехов.