Модернизированный в Казани Ту-160 полетит раньше срока
Главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что первый полет модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 должен состояться уже в 2018 году. После чего на Казанском авиационном заводе (КАЗ) будет запущено серийное производство. Это означает, что работы по модернизации «Белого лебедя» идут с опережением графика, хотя еще недавно назывался другой срок первого полета - 2019 год. Возобновление производства Ту-160 на базе КАЗ стало исключительным по степени кооперации внутри ОАК. Впервые в истории отечественной авиации инженеры практически всех ведущих школ - Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна - собраны и работают в одной команде.
«Стратегическая авиация, это чистой воды оборонзаказ внутри страны. На экспорт такое оружие не продается и комплектующие в большей степени должны быть отечественные. В первую очередь Казанский авиационный завод будет получать заказы. Он выступает тут «головником», значит, он будет заключать субконтракты с другими предприятиями, следовательно, от него вся кооперационная цепочка работает», - говорит военный эксперт Игорь Коротчеко.
Уже определены основные авиастроительные предприятия России и Татарстана, которые будут участвовать в кооперации по воспроизводству «Белых лебедей». Утверждены 16 средних и малых республиканских предприятий. Определен и состав соисполнителей и поставщиков опытно-конструкторских работ. К примеру, «Казанский Гипронииавиапром» активно включился в эту масштабную работу и планирует выпускать технику полностью из отечественных комплектующих. По словам руководителя предприятия Бориса Тихомирова, такое оборудование ранее в стране не производилось, поэтому внедрение происходит поэтапно.
«Мы, как технари по оборудованию, не идем по простому пути продавцов. Закладывая свои спецификации, мы хотим увидеть это оборудование на производстве. Начинали с того, что на заводы завозили оборудование от стран изготовителей, сейчас организовали производство, и с определенной степенью локализации начинаем осваивать. Естественно, это приносит Татарстану внушительные деньги. Это и рабочие места, и налоги», - обозначил радужные перспективы для местной авиаотрасли генеральный директор АО «Казанский Гипронииавиапром» Борис Тихомиров.
Радикальная модернизация с одной стороны может показаться избыточной, поскольку Ту-160 и так лучший стратегический бомбардировщик в мире. Точнее, в России и в США, поскольку больше никто не обладает самолетами этого класса. У Америки главная роль в стратегической авиации по-прежнему принадлежит В-52. Его неудавшийся конкурент В-1 эксплуатирующийся в ВВС США, не имеет на борту ядерного вооружения.
«Здесь даже сравнивать нечего, - заявляет Игорь Коротченко. - Это как машины разного класса, условного говоря, «Мерседес» и «Победа» старая, вроде также ездит на 4 колесах, также пассажиров может перевести, но по уровню поколений мы понимаем, чем они отличаются. Так и этот самолет на 2-3 порядка превосходит американский В-52», - добавил эксперт.
Характеристики систем Ту-160М2 держатся в секрете. Однако прирост качества от их использования должен получиться громадным. Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов утверждает, что боевая эффективность Ту-160М2 возрастет по сравнению со своим предшественником в 2,5 раза.
Среди различных систем управления на ракетоносце будут использованы специально спроектированные для Ту-160М2 системы РЛС, навигации, автопилотирования. Повышение живучести электронных систем самолета, в совокупности с высокой живучестью механических систем, снижают к минимуму опасность пожара и взрыва на борту. Также благодаря новой системе управления вооружением эффективность использования самой дальнобойной в мире ракеты Х-101/Х-102 возрастет до 5700 км. Будет увеличена и точность бомбардировок корректируемыми бомбами. От Ту-160 конструкторы используют лишь планёр. Даже двигатели на нем будут обновленными. На самарском СНТК, не без участия татарстанских предприятий входящих в кооперационный пул, была разработана новая версия двигателя НК-32 - НК-32−02 - с улучшенными характеристиками. На форсаже он обеспечивает феноменальную тягу в 25000 кгс.
«Казанский Гипронииавиапром» активно сотрудничает с рядом крупных российских предприятий. В частности, ведется работа по реконструкции и техническому перевооружению испытательного стенда в самарском ОАО «Кузнецов». Эта работа направлена на проведение всего спектра испытаний двигателей НК-32 и НК-35, в том числе с имитацией сверхзвукового полета», - комментирует инженер отдела технического оборудования предприятия Дмитрий Корсуков.
«Двигатель с такими характеристиками говорит об эффективности самолета. Вопрос заключается в том, что его разработали в соответствии с тактико-техническими характеристиками, которые задает минобороны РФ. В итоге этой работы мы получим современный сверхзвуковой дальний стратегический бомбардировщик, которой смело сможет реализовывать функции, как в обычной, так и в ядерной войне», - добавил Коротчеко.
У Ту-160 самая большая полезная нагрузка, самая высокая скорость, ему нет равных по предельной высоте полета, по боевому радиусу, по энерговооруженности. К последнему аспекту, эксперты США относятся в высшей степени серьезно. Вот что написал о Ту-160 журнал The National Interest:
«Несмотря на значительные изменения в электронной «начинке», самолет сохранит свое главное предназначение. Это стратегический бомбардировщик ядерного сдерживания и, в отличие от малозаметных американских В-2 или В-21, он имеет другой козырь - молниеносную быстроту и крылатые ракеты с ядерными боеголовками.»
«Это оружие стратегического сдерживания. Поэтому когда генштаб планирует закупку тех или иных средств вооружения, он исходит из того, сколько нужно их для поддержания соответствующего баланса сил», - резюмировал военный эксперт.
График строительства новых ракетоносцев пока неизвестен. Но сказано, что Министерство обороны намеревается закупить 50 самолетов. Государственные испытания первого серийного ракетоносца должны завершиться в 2021 году.