Перейти к основному контенту
Татарстан⁠,
0

Тренд или случайность: заменят ли микромаркеты обычные магазины

На данный момент доля микромаркетов в общем объеме продуктового ритейла Татарстана минимальна, но владельцы сетевых автоматов с готовой едой видят за ними будущее и согласны на внедрение в аппараты биометрии
Фото: РБК Татарстан
Фото: РБК Татарстан

Министерство промышленности и торговли РТ сообщило, что микромаркеты не могут конкурировать с большими гипермаркетами, составить конкуренцию они способны только магазинам у дома или минимаркетам в силу своего удобства.

«Микромаркеты смогут конкурировать с магазинами лет через 10, все будет зависеть от развития технологий», — отметили в министерстве.

Среди преимуществ микромаркетов представители минпромторга отметили невысокую арендную плату и отсутствие продавца, из-за которого товары продаются по сниженной цене.

«Направление микромаркетов для Татарстана новое и еще слаборазвитое. Сегодня действует такая система микромаркетов, как вендинговая – для доступа требуется приложение на телефоне или оплата на терминале, и во всех этих случаях товар находится в закрытом доступе. В планах сделать доступ открытым, где покупатель сможет брать товар, сканировать его и оплачивать без ограничений», — рассказали в министерстве, добавив, что доля микромаркетов в общем объеме продуктового ритейла республики минимальная, и не подлежит учету.

Сооснователь сети микромаркетов «Мандарин» Альберт Латипов назвал формат микромаркетов с готовой едой растущим трендом. На смену привычному формату доставки еды в офис приходят такие форматы самообслуживания, в которых обед, завтрак или ужин находится рядом с клиентом.

Среди плюсов микромаркетов, по сравнению с доставкой или походом в кафе, он отметил экономию времени, минимальный чек, независимость от погодного фактора, невысокую стоимость за счет отсутствия продавца и ежедневную смену меню.

«Мы развиваем нишу микромаркетов по продаже готовой еды, наш формат точно меняет привычки и отъедает долю в доставке и традиционном общепите. Заменить полностью общепит микромаркеты точно не смогут, но долю рынка однозначно будут забирать. Обычные магазины они тоже не смогут полностью заменить, но будет происходить трансформация ритейла – здесь есть яркие примеры магазинов-кафе, в которых работает минимальное количество персонала, и покупки совершаются в формате самообслуживания. Например, проект из Екатеринбурга «ЖизньМарт», — заключил предприниматель.

Экспертно о выручке и затратах

По словам Альберта Латипова, заработок микромаркета сильно зависит от локации. «В среднем, «положительная экономика» получается при средней выручке 4-5 тыс. руб. в день. Максимальная выручка может достигать 30 тыс. руб. в день с одной точки (у нас есть такие локации). Что касается чистой прибыли, то эффективность микромаркета зависит от средней дневной выручки, объема краж и объема списаний (возвратов)», — рассказал он.

Исходя из информации сооснователя «Мандарина», кражи есть на каждой точке, и их объем может достигать до 15% от выручки. Поэтому, в нише микромаркетов важно иметь решение, позволяющее существенно снизить кражи. «К сожалению, или к нашему счастью, у конкурентов, включая федеральных, таких решений нет. Мы же реализовали систему видеоаналитики и распознавания изображений на базе искусственного интеллекта, позволяющую автоматически выявлять кражи и удаленно взыскивать средства с пользователя. В нашей сети микромаркетов средний объем безвозвратных краж составляет менее 1%. И это является одним из конкурентных преимуществ», — добавил он.

Исходя из опыта компании и ее коллег, списания продукции могут достигать до 20% от выручки. Поэтому, управление объемом списаний является второй важной бизнес-функцией в нише микромаркетов с готовой едой.

«Мандарин» реализовал алгоритм прогнозирования спроса на базе нейронных сетей, используя более 50 параметров, влияющих на спрос, таких как: погодные условия, средняя заработная плата в локации, цена, вес блюда, конкуренция внутри категории, наличие конкурентов на локации, день недели, сезонность и других.

Сейчас компания продолжает обучать нейронную сеть, текущая точность прогнозирования которой составляет 87-89%.

«Наша цель – не менее 95%. Для получения оптимальной unit-экономики объем списаний должен быть не более 3%.

Учитывая наличие вышеописанных инструментов, средняя прибыльность одного микромаркета в нашей сети составляет 45-50 тыс. руб. в месяц», — рассказал Латипов.

Конкуренты на зарождающемся рынке

Как сказал Альберт Латипов, при всем этом рынок продажи готовой еды через формат микромаркетов находится в самом начале своего развития.

Конкурентов он делит на два типа: производители оборудования или решений и игроки с собственной розницей. В первой категории сооснователь компании «Мандарин» назвал IT-компанию Briskly, которая предлагает холодильник со встроенным оборудованием и зарабатывает на проценте от выручки (около 1 тыс. точек). Ко второй категории он отнес самого крупного вендингового оператора в России Uvenco, развивающего сеть микромаркетов с готовой едой под брендом SELF (около 450 точек по России). Автоматы SELF есть и в Казани.

По данным Россельхозбанка объем производства готовой еды с 2017 года растет ежегодно в среднем на 55%. Так, по итогам 2022 года объем производства составил 216 тыс. т. Это на 27,1% больше, чем в 2021 году. Если такая динамика сохранится, к 2025 году рынок вырастет до 800 тыс. т.

Планы и действительность

На данный момент у сети микромаркетов «Мандарин» 35 точек в Казани, ежемесячно открывается по 1-2 новые локации. Но только столицей Татарстана компания ограничиваться не планирует.

«Наработанный опыт, глубокая экспертиза, наличие цифровых решений позволяет нам уверенно масштабировать сеть в регионах РФ, в городах-миллионниках и с населением от 500 тыс. человек. В ближайшие 3 года мы планируем запустить более 3 тыс. точек в России и СНГ, с годовой выручкой более 6 млрд. руб. Масштабирование будет гибридным: мы будем увеличивать свою корпоративную сеть, а также привлекать франчайзи-партнеров», — сообщил Латипов.

По его мнению, сейчас наблюдается трансформация в ритейле, чаще стали появляться кассы и различные ниши самообслуживания: кофейные корнеры, мойки, прачечные и так далее. Многие отрасли, оцифровывают и автоматизируют бизнес-процессы, все это приводит к увеличению спроса и позитивному клиентскому опыту.

Одна из последних разработок компании – цифровой вендинговый аппарат с функцией выдачи еды в разогретом виде. В аппарат встроены СВЧ-печи, пользователь при покупке может выбрать опцию «разогреть», и аппарат выдаст горячую еду за 15-30 сек. Первые такие аппараты, по словам предпринимателя, появятся в ближайшее время в Казанском Аэропорту им. Габдуллы Тукая и в IT-парке им. Башира Рамеева.

Также сооснователь сети микромаркетов «Мандарин» затронул тему биометрии в ритейле. Он назвал технологию в качестве способа идентификации пользователя для оплаты «интересной фичей». «Как только будет сформирована законодательная база и правовая практика, мы будем готовы внедрить такую функцию. Мы являемся резидентами Сколково и IТ-парка Казани, у нас высококлассная команда разработки», — подытожил Латипов.

Другой предприниматель из аналогичной области – руководитель предприятия микромаркетов «Вода и еда» сказал, что покупка в микромаркетах пользуется спросом, но чтобы привыкнуть к ним, необходимо время. «Я думаю, со временем все магазины перейдут на самообслуживание, так как этот формат 24/7 в открытом доступе, он упрощает приобретение продукта», — отметил он.

На данный момент у компании пять точек, две из которых в Казани, но планируется и расширение без пределов в развитии. По его словам, конкурентов в сфере микромаркетов не мало, а подобный автомат приносит в месяц от 500 руб. до 3 тыс. руб.

Руководитель предприятия «Вода и еда» подчеркнул готовность к использованию технологии биометрии в своих автоматах, а также всех новых IT-решений.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 21:34
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 21:34
Все новости Татарстан
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Женщина пострадала при атаке дрона на автомобиль в Курской области Политика, 21:26
Орбан предупредил о серьезных последствиях изъятия активов России для ЕС Политика, 21:26
В Химках возбудили дело против мужчины, избившего дочь в магазине Общество, 21:23
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Эстония начала установку бункеров на границе с Россией Политика, 21:18
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
ПВО сбила 56 БПЛА над регионами России Политика, 21:17
Кадыров призвал жителей Чечни «не ущемлять» туристов за их внешний вид Общество, 21:09
Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» РБК и Сбер, 21:07
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в университете в США Общество, 20:37
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
Генассамблея FIDE поддержала полное и частичное снятие санкций с россиян Спорт, 20:18
В Пермском крае пропала группа из 13 туристов Общество, 20:08