Степень свободы: зачем бизнесу РТ удаленная идентификация клиентов
Удаленная идентификация
В начале сентября глава минцифры РФ Максут Шадаев предложил президенту Владимиру Путину использовать сервисы удаленной идентификации в различных сферах жизни, а не только в спорте, где для болельщиков внедряется Fan ID. Осенью 2022 года сервис удаленной идентификации физических лиц для крупного бизнеса - ID Scan RIM - запустила компания МТС. РБК Татарстан опросил экспертов и компании республики, насколько сейчас актуальны подобные решения.
Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков в беседе с РБК Татарстан высказал мнение, что за сервисами удаленной идентификации стоит будущее. При этом, эксперт считает, что за их безопасность должны отвечать органы государственной власти. «Если подобный вариант доступа станет доступен третьему лицу, то человек может столкнуться с определенными проблемами, поэтому очевидно, что это должно быть увязано с органами власти», — считает Кусков.
Подобные системы, добавил эксперт, зачастую используют индивидуальные предприниматели, которые имеют возможность подать документы в различные инстанции при помощи электронных подписей.
Директор МТС в Татарстане Марат Шакиров в беседе с РБК Татарстан сообщил, что запущенный компанией сервис помогает бизнесу увеличить скорость проверки информации о физических лицах и снизить риски мошенничества. По его словам, разработка ориентирована на кредитные и микрофинансовые организации, брокеров, страховые компании, а также тех, кто удаленно работает с физическими лицами.
При этом организация может самостоятельно выбрать любой удобный ей способ идентификации клиента: через распознавание паспорта, данные телеком-оператора, ЕСИА или же традиционное анкетирование.
«Физическое лицо получает ссылку на веб-страницу и выбирает способ заполнения паспортных данных. После этого сервис соотносит все данные и в течение считанных минут отправляет организации ответ. На основании полученной информации компания принимает решение о том, будет взаимодействовать с этим пользователем или нет», — пояснил Шакиров.
Сверка данных
На данный момент в ID Scan RIM представлены такие инструменты, как распознавание паспорта, сверка лица с фотографией в нем, бесшовная идентификация через sim-карту, Mobile ID – услуга операторов сотовой связи, позволяющая распознавать и авторизовать пользователей по номеру телефона, и другие.
«Помимо этого мы интегрировали наш сервис и пользовательскую анкету с федеральными ресурсами посредством ЕСИА, чтобы у человека был выбор, каким образом предоставить данные», — сказал Шакиров.
В настоящее время ID Scan RIM объединяет семь систем по сбору данных, их распознаванию и проверке.
«К примеру, если банку потребуется дополнительная информация о клиенте, то он сможет ее получить из бюро кредитных историй. Таким образом, система генерируют единый отчет, собранный на основании открытых данных. Это помогает кредитному учреждению составить риск-профиль потенциального заемщика», — добавляет эксперт.
Руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов отметил, что, несмотря на высокий уровень цифровизации в России, до 2020 года многие услуги невозможно было получить без личного присутствия, и с того времени началось активное развитие в данном направлении.
«С одной стороны, это хорошо, удобно, комфортно, быстро, дешево, с другой – это всегда повышает риск. Когда человек присутствует не физически, а удаленно, работа идет с его аватаром, поэтому признаки мошенничества раскрываются во всей красе и величине. Это как в компьютерной игре, когда у человека существует бесконечное количество жизней. Если мошенник хочет обмануть систему, например, банк, то он приходит в него, подает документы, у него их проверяют. Что будет, если заметят поддельные документы? Конечно же, человека передадут полиции. Если это делается удаленно, без личной явки, то риск быть пойманным минимален», — рассуждает эксперт.
Цифра и реальность
Марат Шакиров сообщил, что в дальнейшем сервисы идентификации будут дополняться новыми источниками данных. «Мы постоянно совершенствуем сервис. Например, аналитика, над которой сейчас работают наши специалисты, позволит банкам видеть, как их клиенты работают с платформой, чтобы при необходимости вносить коррективы. Появится функционал для самостоятельных A/B-тестов, чтобы компании могли улучшить конверсию при работе с сервисом», — рассказал он.
Помимо этого, в компании намерены настроить различные правила проверки в зависимости от оказываемых потребителю услуг, а также проработать системы контроля. «Все это обезопасит пользователей от рисков при идентификации своих клиентов», — считает Шакиров.
В пресс-службе «Ак Барс Банка» сообщили, что в качестве сервиса удаленной идентификации организация используют единую биометрическую систему с использованием записи голоса, фото физлица и его аккаунта в ЕСИА. В результате, человек может стать клиентом банка дистанционно: открыть вклады, совершать переводы, оформлять заявки на кредит и так далее.
«Из плюсов можно отметить возможность получения продуктов банка без посещения офиса и отсутствие необходимости предоставления документов, так как биометрические данные всегда «при себе». Основной минус для банка – это значительные затраты на обеспечение функциональности сервиса и мероприятия по защите персональных данных. Для клиента необходимо иметь соответствующее медиаустройство, позволяющее передать фото и запись голоса в соответствующем качестве, и обязательное подключение к интернету», — сообщили в Ак Барс Банке.
Директор МТС в Татарстане Марат Шакиров в беседе с РБК Татарстан пояснил, что действующее законодательство все же обязывает финансовые организации проводить физическую идентификацию клиента при большинстве транзакций.
«Мошенники умело пользуются развитием технологий и создают хорошие копии бумажных документов, работают с программами, которые могут сгенерировать не только фото, но и биометрические данные. Физическая идентификация может обезопасить от этого, однако удлиняет пользовательский путь, снижает количество операций в digital-канале и увеличивает затраты бизнеса на содержание офисов и сотрудников», — отметил Шакиров.
Обезопасить будущее
Руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов отметил, что на данный момент сервисы удаленной идентификации физических лиц не очень распространены, но идет их активное развитие. По его словам, преимущество подобных систем заключается в экономической составляющей: для пользователей – повышается уровень доступности и скорость предоставления услуг, тогда как бизнес масштабируется и увеличивает свои объемы.
«Удаленный формат интересен, в случае если можно повысить надежность использования систем. Сейчас тот момент, когда, с одной стороны, активно развиваются технологии, с другой – бизнес видит в этом интерес и готов предоставлять такие услуги. Все факторы складываются в пользу роста. Пока это еще не идеальная система, но постепенно она будет совершенствоваться, а уровень проникновения увеличиваться», — спрогнозировал эксперт.
В Ак Барс Банке считают, что на данном этапе оценивать эффективность системы удаленной идентификации рано, поскольку клиенты еще не привыкли работать в удаленном формате, и процент подобных операций не существенен в общем объеме.
Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков высказал мнение, что система удаленной идентификации физических лиц важна при взаимодействии с органами государственной власти. «Это те же «Госуслуги», куда можно будет входить с контролем по ЕСИА для просмотра и подачи документов или контроля за успеваемость ребенка в школе, посредством электронного дневника», — сказал он.
По мнению Ульянова, кибербезопасность – это поиск баланса между защищенностью информации и удобством ее использования. «Это касается не только личной пользовательской информации, но и корпоративной. Невозможно сделать какую-то супер уникальную и защищенную на 100% систему, поэтому наша задача состоит в том, чтобы усложнить действия киберпреступников, так чтобы им было неинтересно обходить защиту и взламывать эту систему», — заключил он.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан