Механический труд: есть ли будущее у роботов в общепите Татарстана
Как сообщил РБК Татарстан IT-руководитель компании Tcode (дочернее предприятие компании «Тюбетей») Айдар Валиев, что в сети ресторанов планируют усовершенствовать роботизированную доставку внутри зданий. По его мнению, общепит будет развиваться в части роботизированной обработки заказа.
«Пока, к сожалению, у нас были только небольшие пилоты по запуску роботов-доставщиков. Конечно, планируем увеличить и вывести на серьезный уровень хотя бы доставки внутри одного здания, например, как в IT-парке. Но ближайшее время, мне кажется, фокус развития общепита будет обращен немного в другом направлении, а именно в моментальной обработке заказа от первого захода на сайт или в приложение до получения готового заказа. И вот именно автоматическое приготовления блюда, пожалуй, сейчас более интересное направление», — сказал Валиев.
«Такие инструменты, как роботы и электронные киоски неизменно входят в жизнь общественного питания. В первую очередь, это якорь притяжения людей, в особенности, детей. Во вторую – это помощь в период нехватки кадров в отрасли. Роботы могут довезти блюдо до гостя, что сократит временной интервал. Другой вопрос, что везде невозможно учесть конфигурацию рассадки и расстановки столов для свободного передвижения робота. Но есть форматы, куда они хорошо вписываются и работают», — высказалась в беседе с РБК Татарстан генеральный директор Ассоциации рестораторов Казани и РТ Галина Шарафутдинова.
Директор департамента сервисов ОЭЗ «Иннополис» Диляра Халиуллина сообщила, что на фудкортах технопарков ИТ-города в течение года функционируют два робота-официанта. Машины, по ее словам, приобретены с целью придать зонам общепита и технопаркам в целом «дух технологичности».
«Влияние на все процессы – обслуживание посетителей, туристический поток, атмосферу в зонах питания – исключительно положительное. Полагаем, что за роботами-помощниками официантам и поварам будущее, они выводят сервис на новый уровень, выполняя как утилитарные задачи, так и функцию интертеймента», — отметила Халиуллина.
По ее словам, резиденты особой экономической зоны, жители и гости города с интересом общаются с роботами, мотивируя изобретателей на новые идеи. Желаемый эффект от работы искусственного интеллекта, по ее словам, достигнут. «Такого эффекта мы и хотим добиться в наших технопарках», — отметила она.
Гендиректор региональной Ассоциации рестораторов и отельеров считает, что техника будет развиваться, но внедрение роботов в сфере общепита не станет массовым. «Я не думаю, что будет массовое внедрение роботов в общественное питание. Каждый робот стоит свыше полумиллиона, и не все могут себе его позволить. Если изобретут роботов, которые смогут самостоятельно брать заказ с линии раздачи, загружать его себе и довозить до гостя, то тогда они будут более востребованными», — прогнозировала эксперт.
С 2018 года в ИТ-городе курсирует беспилотное такси Яндекс. Тестировать роботов-доставщиков в Иннополисе начали в 2020 году. В январе этого года Госсовет РТ одобрил введение в Иннополисе экспериментального правового режима для тестирования беспилотных летательных аппаратов. Дроны с максимальной взлетной массой до 30 кг будут использовать в том числе для доставки грузов. В мае на KazanForum-2023 университет Иннополис на стенде представил среди прочего робота-баристу: роботизированную руку с алгоритмом приготовления кофе с помощью капсульной кофе-машины.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан