Рубли, юани, дирхамы: в Казани открыли свыше 800 счетов по канонам ислама
Как сообщил РБК Татарстан вице-президент Сбербанка Олег Ганеев, с начала года было открыто более 800 счетов «Амана» на сумму свыше 73 млн рублей, из них несколько десятков – в юанях и дирхамах.
Ганеев пояснил, что счет «Амана» соответствует нормам шариата и предназначен для хранения денежных средств. Также в офисе партнерского банкинга доступны такие продукты, как стратегия доверительного управления и биржевой паевой инвестиционный фонд «Халяльные инвестиции», которые также отвечают стандартам шариата. Клиентам доступны карточные продукты, а также монеты, слитки и обезличенный металлический счет. В перспективе Сбер планируется запустить исламскую ипотеку.
Корпоративным клиентам доступны услуги исламского рассчетно-кассового обслуживания, продукт иджара – долгосрочная аренда с правом последующего выкупа, соответствующая нормам шариата.
«В настоящее время мы наблюдаем стабильный рост привлечения на продукты исламского финансирования со стороны розничного и корпоративного сегментов. Каждый месяц статистика показывает увеличение портфеля продуктов, соответствующих нормам шариата», — заявил Ганеев.
1 декабря 2022 года в Казани открылся первый офис, предоставляющий банковские услуги по канонам ислама. Проект реализовал Сбер.
Согласно канонам ислама, за предоставление займа запрещается получать установленный процент или вознаграждение. Также запрещенными являются инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам (например, разведение свиней, производство продукции из их мяса, либо бизнес, связанный с алкоголем и так далее).
В будущем, по словам вице-президента Сбера, планируется открывать офисы исламского банкинга. В первую очередь, рассматриваются регионы с высокой долей мусульманского населения: Башкортостан, Чечня, Дагестан и республики Северного Кавказа. Также в «особом фокусе» Москва.
По мнению представителя Сбера, закон об исламском банкинге, который в июне может принять Госдума РФ, обеспечит равные условия всем клиентам и откроет доступ к полноценной полке продуктов и услуг.
«Мы видим несколько точек развития исламского финансирования в России: во-первых, это потенциал розничного сегмента. Исламскими продуктами может пользоваться любой клиент, независимо от его вероисповедания, поскольку партнерское финансирование основано на принципах достижения всеобщего социального блага. Во-вторых, это финансирование международных сделок с рядом стран, требующих структурирование согласно условиям исламского финансирования. И третье – это развитие бизнеса по производству халяльных продуктов, в этой нише мы также видим большие перспективы», — отметил Ганеев.
Эксперт Российского центра исламской экономики и финансов при Российском исламском институте Руслан Халиуллин, отвечая на вопросы РБК Татарстан, отметил важность работы совместно с квалифицированными экспертами, направленной на развитие финтехуслуг, которыми могли бы пользоваться мусульмане. Наиболее острым вопросом, вызовом, по его словам, является тот факт, что новые продукты, реализуемые стартапы позиционируют себя как исламский продукт, не проходя при этом должной экспертизы. По словам эксперта, ошибки совершают и в крупных федеральных банках.
«Мы все привыкли заказывать такси или еду через мобильное приложение, аналогично и с финансовыми продуктами: есть и система блокчейн, и облачные технологии, и система мобильных переводов, которая очень актуальна. Существует много интересных продуктов. Но поскольку мы мусульмане, для нас важно, какие из этих интересных возможностей соответствуют нормам ислама, так как в договорах может быть прописано нечто такое, что им не соответствует», — сказал Халиуллин.
19 мая глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, отвечая на вопросы РБК Татарстан на KazanForum-2023, что закон об исламском банкинге подготовили ко II чтению. Данную версию направили в согласующие структуры – в ЦБ, администрацию президента и правительства. В июне, по словам парламентария, закон может быть принят во II и III чтениях.
Работать закон, по планам, начнет с 1 июля 2023 года. Пилотировать его планируют в 4 регионах страны: в Татарстане, Башкирии, Чечне и Дагестана. Эксперимент рассчитан на 2 года. Однако, предположил член комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Айрат Фаррахов, пилотный проект может завершиться раньше.
Ученый секретарь Совета улемов Духовного управления мусульман республики Рустем хазрат Нургалеев, отвечая на вопросы РБК Татарстан, отметил, что исламскую финансовую систему можно охарактеризовать, как достаточно медленную и неповоротливую. Но ее отличают стабильность и безопасность.
«Так не бывает, что быстро, эффективно и одновременно безопасно. С этим нужно знакомиться и привыкать, что исламская финансовая система будет несколько медленнее и не такой прибыльной. Но она будет стабильной и безопасности. Это доказал экономический кризис 2008 года, который в меньшей степени отразился на мусульманских странах», — отметил Нургалеев.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан