В углубление русла Волги на пути в Болгар вложат более 150 млн рублей
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО историко-археологический комплекс Болгар в ближайшие годы подготовят к росту потока туристов и паломников. Об этом журналистам рассказал государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Уже в 2014 году стартуют работы по углублению русла Волги, чтобы к Речному вокзалу на земле древнего городища могли вновь причаливать большие круизные теплоходы.
Как напомнил журналистам Минтимер Шаймиев, впервые заявку на включение Болгара в список Всемирного наследия ЮНЕСКО подали в 2000 году. Через год комитет Всемирного наследия предложил республике направить проект на длительную доработку. Масштабные работы по восстановлению и развитию древней исламской святыни начались в 2010 году. В 2014 году статус объекта Всемирного наследия подтвердил, что все действия реставраторов и археологов соответствуют строгим требованиям международных экспертов. Глава попечительского совета фонда «Возрождение» отметил, что из 26 расположенных на территории России объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО два находятся в Татарстане – Казанский Кремль и Болгар.
Как сообщила директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, статус объекта Всемирного наследия для Болгара не предполагает дополнительной ответственности перед ЮНЕСКО, а также финансовых вливаний с их стороны. Финансирование в 2014 году составит порядка 760 млн рублей: по 380 млн на паритетной основе из бюджетов Татарстана и России, плюс пожертвования граждан РТ и средства инвесторов. Т.Ларионова подчеркнула, что сохранности памятников истории и соблюдению требований международных экспертов при их восстановлении будут уделять еще более пристальное внимание.
Как заявил Минтимер Шаймиев, у древней исламской святыни площадью без малого 400 га еще остались тайны – исторические пласты, которые предстоит открыть ученым. Так, в Болгаре будет создан археологический парк, который, например, даст возможность посетителям узнать, какими ремеслами был славен город: стекольным, кузнечным, кожевенным и другими. М.Шаймиев отметил, что интерактивная часть парка не будет противоречить требованиям экспертов ИКОМОС, так как никаких новых крупных сооружений строить не будут, для ремесленников возведут «времянки».
Вопрос развития транспортной инфраструктуры и доступности музея-заповедника, по словам государственного советника РТ, будет решаться «капитально». «Сейчас мы думаем, как сократить водный путь в Болгар, возможно, и в зимний период», - сказал М.Шаймиев. По его словам, команда, работающая над сохранением и возрождением Болгара, хочет сделать дорогу к достопримечательности интересной и приятной. Минтимер Шаймиев сообщил, что президент Татарстана Рустам Минниханов подписал документ, в рамках которого должна вестись работа над транспортными маршрутами в данном направлении.
По его словам, есть вариант, когда люди будут добираться на автобусах до Лаишево, где можно построить удобный причал, а затем по воде через Куйбышевское водохранилище до Болгара. Дорога по воде займет, по его словам, 40-45 минут. «Что такое водохранилище? Это заповедник! Туристов будут сопровождать белохвостые орланы, у которых там места гнездования. Это одно из примечательных мест нашей республики и Поволжского региона», - сказал он.
По его словам, решено начать углубление русла Волги, чтобы туристы могли прибывать в Болгар на больших судах. Финансировать проект будут бюджеты РТ и «соответствующих российских структур», Татарстан выделит 30% от требуемой суммы. Министр транспорта РТ Ленар Сафин в беседе с РБК-Татарстан сообщил, что стоимость работ составит более 150 млн рублей. Стартуют они, по его словам, в 2014 году.
Как пояснила РБК-Татарстан заместитель директора по развитию Болгарского музея-заповедника Лилия Сафина, дно реки заилилось, в результате крупные суда в три-четыре палубы причалить не могут. «В связи с тем, что у нас не было возможности принять крупные суда, они просто перестали приходить, хотя востребованность Болгара у держателей круизных теплоходов и туристических фирм, которые предлагают маршруты по Волге, очень большая» - рассказала она.
По словам Лилии Сафиной, двухпалубные корабли Болгар принимает и сейчас, но их на Волге единицы. Хотя лет десять назад, вспоминает она, за сезон к исламской святыне доставляли до ста теплоходов туристов. Для сравнения: в 2013 году, говорит она, прибыли 15 теплоходов, в 2014 году к пристани на Речном вокзале причалили пять-шесть судов. Минтимер Шаймиев отметил, когда русло реки углубят, то речные ворота в Болгар с их красивой пристанью и причальными стенками, защищающими исторические горы от разрушения, «заиграют, как брильянт».
Помимо оптимизации транспортного сообщения с Болгаром, отметил Минтимер Шаймиев, необходимо уделить внимание вопросам развития туристической инфраструктуры: гостиницы, заведения общественного питания, содержательное экскурсионное обслуживание и так далее. «В Болгарах сейчас очень сложно уложить программу пребывания в один день», - отметил он, следовательно, туристу нужно предоставить возможность провести несколько дней с комфортом.
Глава Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов сообщил РБК-Татарстан, что в Болгаре на данный момент для гостей работает один отель на 200 номеров и палаточный лагерь на 1,5 тыс.мест, расположенный за пределами охраняемой зоны. По его мнению, статус ЮНЕСКО послужит многократному увеличению туристического потока, и номерной фонд следует увеличить в два-три раза. Заявленный в программе развития Болгарского комплекса показатель в 500 тысяч человек в год, по его мнению, можно достигнуть через шесть-семь лет.
В августе 2014 года, рассказал М.Шаймиев, в Болгаре пройдет большой праздник, посвященный передаче заповеднику Знака ЮНЕСКО. Решение о проведении мероприятия, по словам госсоветника РТ, принял президент Татарстана Рустам Минниханов. Кроме того, М.Шаймиев высказал пожелание, чтобы у мусульман республики появилась возможность уже 4 октября 2014 года отпраздновать в Болгаре Курбан-байрам, совершив традиционное жертвоприношение.
Татьяна Ренкова