Ремесленники РТ отказываются делать сувениры для Олимпиады в Сочи
Казанские ремесленники до сих пор не подали ни одной заявки на изготовление продукции с символикой зимней Олимпиады в Сочи-2014. Предприниматели считают, что вложения не окупятся: на казанской Универсиаде раскупали в основном дешевые китайские сувениры, а на олимпиаде им нужно продать товаров не менее чем на 10 миллионов рублей.
Оргкомитет "Сочи-2014" еще в 2009 году объявил о своей заинтересованности в поддержке самобытных ремесел народов России и запустил целую серию продукции с символикой Игр, выполненную мастерами популярных художественных промыслов. Комитет заявил о готовности рассмотреть заявки от любых российских предприятий, производящих продукцию ручным трудом, даже без статуса "предприятия народного художественного промысла России".
Условия лицензионного соглашения для производителей изделий народных промыслов достаточно жесткие. В частности, лицензионный сбор составляет 10% от выручки, при этом должно быть произведено изделий не менее чем на 10 млн рублей. Таким образом, лицензиат должен выплатить оргкомитету Сочи-2014 не менее 1 млн рублей. Напомним, что условия лицензирования Универсиады подразумевали выплату дирекции Универсиады роялти в размере от 5% до 20% выручки от продаж - в зависимости от категории товара.
Глава комитета народно-художественных промыслов Торгово-промышленной палаты РТ Артур Мустаев в беседе с РБК-Татарстан отметил, что в республике предприятий такого масштаба нет. Тем не менее, в палате надеются, что участники программы лицензирования Олимпиады в Татарстане найдутся. В качестве примера Мустаев привёл кукморские валенки: «Не только татарские, но и российские традиции - носить валенки, это очень ходовой товар. Они заслуживают быть на зимней олимпиаде». Однако в ОАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат" РБК-Татарстан заявили, что пока планов становиться лицензиатами Сочи 2014 у них нет.
Глава палаты ремесел РТ Нури Мустафаев подтвердил РБК-Татарстан, что пока мастера из РТ не готовы к участию в продаже сувениров Олимпиады.
«Многие торговые места там уже давно выкуплены фирмами, которые возят китайскую продукцию. Мы здесь убедились на Универсиаде, когда 60% продукции было китайской, и ничего с этим сделать не могли, потому что это дешево. И в Сочи будет тоже самое. Если не считать такие известные бренды, как гжель и хохлома, я думаю, остальным ремесленникам трудно будет продать свою продукцию», - говорит Мустаев.
Скептично относятся к возможности стать лицензиатами Сочи не только ремесленники, но и более крупные предприниматели Татарстана. Как рассказал РБК-Татарстан глава ювелирного предприятия «Алмаз» Андрей Волчков, условия лицензионного соглашения для компании не выглядят привлекательными. «Если бы организаторы выдали заказ, мы бы, конечно, тут же стали лицензиатами и попытались через магазины дополнительно распродавать. Но заплатить им денег за то, что ничего не смогли продать, нет никакого смысла», - рассуждает Волчков.