Догнать и перегнать: Татарстан намерен увеличить долю интернет-торговли
Сегодня в Казани прошла дискуссия на тему «Розничная онлайн-торговля. Перспективы глобальные, национальные и региональные». Министр экономики Татарстана Фарид Абдулганиев сообщил, что на долю интернет-продаж в республике приходится 1,3% от оборота розничной торговли, который по итогам 2018 года составил 917 млрд рублей. По России этот показатель выше – 1,7% от оборота розницы.
Отвечая на вопросы РБК Татарстан, Абдулганиев заявил, что долю интернет-торговли в республике нужно повысить, чтобы преодолеть общероссийский показатель. Необходимо, заявил он, выработать механизм поддержки этого сегмента на государственном уровне.
Сроков, когда Татарстан сможет нарастить долю интернет-торговли, глава минэкономики РТ, не озвучил, отметив, что Институт экономический политики им. Е.Т. Гайдара прогнозировал ее рост к 2024 году в 2,5 раза. Среди драйверов роста в регионе он назвал заработную плату, которая, по словам министра, является самой высокой в ПФО, уровень проникновения интернета 97%, развитие дорожной сети и так далее.
«В Татарстане действует 90 промплощадок, через неделю откроется еще одна. Это как раз те площадки, которые должны обеспечить заход таких игроков, как Ozon и других», – сказал Абдулганиев. Помимо промплощадок, он напомнил о территориях опережающего социально-экономического развития, которых в РТ зарегистрировано пять.
Самозанятые в сети
Помимо этого, рассказал Абдулганиев, через интернет-магазины планируется продавать продукцию, которую производят самозанятые граждане. Фонд поддержки предпринимательства РТ оказывает финансовую помощь субъектам малого и среднего бизнеса, которые намерены попытаться начать продавать товары в магазине Alibaba.
Как рассказал вице-президент компании Ozon Андрей Павлович, за 8 месяцев 2019 года объем продаж в Татарстане, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 111%. При этом он отметил, что в некоторых регионах, например, в Башкортостане, динамика превышает 150%. В целом по России рост электронной коммерции в I полугодии 2019 года составил 26%.
«Люди готовы покупать онлайн», – заявил Павлович. В Казани к виртуальным покупкам готовы 72% потребителей, 61% – уже проводят оплату товаров через интернет. В городах Татарстана на интернет-покупки приходится порядка 500 рублей на душу населения.
Говоря об особенностях интернет-торговли в Татарстане, вице-президент Ozon обратил внимание на пока недостаточно развитую инфраструктуру в небольших городах, что влечет за собой гиперконцентрацию в столице. Однако требования у потребителей к скорости доставки высокие.
«Татарстан – это огромная республика с высоким потенциалом. Но сегодня мы в небольших городах ограничены в инфраструктуре и, следовательно, скорости доставки. Мы можем предложить определенный ассортимент с доставкой завтра жителям Казани, но не можем оказать аналогичную услугу для покупателей по всей республике», – сказал Павлович. Он добавил, что увеличение срока доставки на день сокращает продажи на 25%.
Выходом, по мнению представителя компании, является открытие сортировочных центров. Помимо этого, Павлович сообщил, что при высоком спросе на товары международных игроков их позиции не слишком сильны.
Чего хочет бизнес
Представители объединений татарстанских производителей заявили, что хотели бы представить свою продукцию в интернет-магазинах. Генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев предложил вице-президенту Ozon подписать протокол о намерениях, чтобы наладить взаимодействие по реализации товаров ремесленников.
«Масса продукции, предлагаемой мастерами, превышает 5 млн долларов. Нам хотелось бы ориентировать членов нашей организации, чтобы в будущем году начать активно работать», – сказал Мустафаев.
Председатель правления Союза текстильной и легкой промышленности РТ Ирина Купряхина высказала пожелание, чтобы члены организации получили доступ к реализации товаров через интернет-магазин. При этом она поинтересовалась, как комиссия на услуги торговой площадки отразится на себестоимости товара. «Нужно решать этот вопрос индивидуально», – сказала она.
Глава минэкономики Татарстана Фарид Абдулганиев отметил, что зачастую производители республики не готовы к выходу на интернет-площадки. По его мнению, бизнесу нужно усилить работу над товарным видом, упаковкой продукции. Он призвал представителей интернет-магазинов оказать содействие производителям республики, например, экспертной оценкой, консультациями по политике продвижения.
«Если компании помогут нашим производителям, то бизнес сможет обеспечить стабильные масштабные поставки», – сказал Абдулганиев.
Напомним, в Лаишевском районе РТ в 2016 году был открыт склад Ozon площадью 3,5 тыс. кв. метров. Объем инвестиций составил 100 млн рублей. В 2020 году компания планирует построить и открыть логистический центр в Зеленодольском районе республики, получив статус резидента территории опережающего развития. Стоимость проекта, как сообщили в апреле в кабмине РТ, составит 1 млрд рублей. Первая очередь предусматривает 20 тыс. кв. метров и 500 рабочих мест.
Помимо этого, строительство логистического центра в том же районе РТ анонсировала компания Wildberries. Объем инвестиций заявлен в 5 млрд рублей. Планируется создать порядка 5 тыс. рабочих мест.
31 мая 2019 года появилась информация, что перспективу строительства логистического центра рассматривает компания «Яндекс. Маркет». Представители компании посетили Зеленодольск, где действует одна из татарстанских территорий опережающего развития, Иннополис.