Передача знаний: как вузы Казани используют онлайн-платформы для обучения
Образование и онлайн-технологии
В этом году, в связи с проведением в Казани с 22 по 24 октября саммита глав государств БРИКС, некоторые вузы объявили о временной отмене занятий в традиционном формате. Например, студенты Казанского федерального университета с начала учебного года обучаются самостоятельно, получая консультации преподавателей. КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ планирует организовать образовательный процесс с использованием технологий дистанционного обучения с 7 по 27 октября.
Опыт применения информационно-коммуникационных образовательных технологий у вузов Казани, как и у всех российских университетов, активно формировался в пандемию коронавируса. Спустя годы он не потерял актуальность. В пресс-службе КФУ, например, РБК Татарстан заявили, что вуз в период антиковидных ограничений получил колоссальный опыт, который был использован для оптимизации образовательного процесса, повышения его качества и эффективности.
«Сфера образования активно внедряет новые технологии, так как давно оценила преимущества онлайн-коммуникаций, но сейчас развивается в векторе гибридного обучения. Часть студентов может находиться в аудитории, а часть - заниматься удаленно. При этом все отлично видят и преподавателя, и доску, и аудиторию, могут задавать вопросы, просматривать записи лекций и проходить тестирование. Такое решение мы называем «гибридной аудиторией», оно создавалась специально для российского рынка в сотрудничестве с вузами», — рассказала на международном форуме Kazan Digital Week директор по работе с организациями образования, здравоохранения и управления МТС Линк Татьяна Федотова.
Она отметила, что за последние 5 лет в этой сфере был совершен большой скачок вперед. У современных цифровых платформ, которые используют вузы, есть целые экосистемы и возможность выполнять все важные задачи в режиме одного окна.
«Подобные технологии сегодня – жизненная необходимость, которая позволяет в режиме реального времени решать стандартные рабочие задачи, и привлекать большее количество участников к образовательному процессу. Например, даже онлайн-встречи с научным руководителем (учитывая огромный разброс университетских кампусов) зачастую экономят время и студенту, и преподавателю, а также позволяют работать с текстами тех же курсовых работ синхронно», — отметили в пресс-службе Казанского федерального университета.
Положительно практику использования онлайн-технологий и платформ в работе, включая образовательный процесс, особенно в условиях вынужденного или рекомендованного дистанционного взаимодействия, оценивает и КНИТУ-КАИ. В вузе считают, что ее можно использовать локально при заочной форме обучения, при взаимодействии с филиалами и так далее.
«Принимая во внимание успешность опыта дистанционного обучения и внутрикорпоративного взаимодействия, полученного во время пандемии коронавируса 2020-2021 года, КНИТУ-КАИ выработал четкую систему организации работы в удаленном формате, что сегодня позволяет вузу оперативно переходить с офлайн на онлайн-режимы деятельности без технических, административных и коммуникативных потерь», — заявили РБК Татарстан в пресс-службе КНИТУ-КАИ.
Импортозамещение платформ
Однако опыт, приобретенный вузами в пандемию, в силу геополитической ситуации претерпел изменения: уход из России иностранных платформ привел к переходу на российские аналоги, такие как МТС Линк или «Яндекс Телемост».
«В период пандемии использовались решения зарубежных компаний: Zoom, Microsoft Teams. Профессорско-преподавательский состав оперативно научился работать с платформами, и мы смогли перестроиться под требования времени. Сейчас работаем на МТС Линк. В сравнении с решениями зарубежных компаний, интерфейс немного сложнее. Но компания оказывает необходимую техническую поддержку и проводит качественные обучения по работе с системой для пользователей», — рассказала РБК Татарстан проректор – директор по цифровой трансформации Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) Миляуша Рахматуллина.
Интерфейс решений зарубежных компаний немного отличаются от российских, поэтому в начале использования у некоторых преподавателей возникают вопросы.
В пресс-службе КНИТУ-КАИ сообщили, что с этого года вуз для дистанционного обучения будет использовать систему МТС Линк. На этой же платформе в октябре планирует организовать образовательный процесс и КНИТУ-КХТИ.
«Обучение будет осуществляться в электронной образовательной среде университета: виртуальной среде обучения Moodle КНИТУ, а также на платформе МТС Линк с помощью созданной в КНИТУ-КХТИ системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», — сообщили РБК Татарстан в пресс-службе вуза.
В университете считают, что дистанционный формат занятий достаточно удобен для студентов, и отмечают, что после пандемии коронавируса электронная среда обучения значительно усовершенствовалась.
Российские платформы – МТС Линк и «Яндекс Телемост» – для онлайн-консультаций студентов с преподавателями сейчас использует и КФУ. В пресс-службе вуза отметили, что функционал этих площадок позволяет без потери качества собирать в «одной аудитории» до 300 обучающихся.
«Чем приятно удивили российские партнеры? Во-первых, максимальной открытостью к запросам на изменения, доработку функционала. Благодаря этому, мы не только знаем дорожные карты развития сервисов, но и принимаем участие в фокус-группах по определению срочности, актуальности разных фишек. Так, МТС Линк специально для вузов создал сообщество МТС Единство и адаптировал платформу для гибридного обучения, которую мы активно используем», — заявил на Kazan Digital Week директор департамента информатизации и связи КФУ Султан Нурутдинов.
Охват онлайн-платформами
В Казанском федеральном университете отметили, что платформы для синхронного дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами используются в вузе повсеместно: на рабочих совещаниях, конференциях, старостатах и т.д. Аналогичная ситуация и в КНИТУ-КАИ. Например, МТС Линк университет использует не только в учебном процессе, но и при проведении широкого круга рабочих коммуникативных мероприятий, таких как онлайн-совещания, онлайн-встречи с партнерами, методические семинары для преподавателей и сотрудников вуза и так далее.
Цифровые технологии для организации видеоконференцсвязи и онлайн-встреч (заседаний кафедр, подразделений, чьи сотрудники работают в разных корпусах, различных конференций и встреч с промышленными партнерами, с коллегами из других вузов и т.д.) активно использует и КНИТУ-КХТИ. Кроме того, вуз приступает к созданию так называемых гибридных лабораторий – комбинации традиционного и виртуального форматов работы.
Проректор КГМУ рассказала, что системы видеоконференцсвязи активно используются в работе административно-управленческого персонала. В формате онлайн-совещаний, например, проходил оперативный штаб по приемной компании абитуриентов в вузы в весенне-летний период.
«Онлайн-платформы оптимизируют и временные, и аудиторные ресурсы», — добавили в пресс-службе КФУ, отметив, что российские решения на достойном уровне закрывают потребности вуза.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан