Виноваты стереотипы: в Казани озвучили проблемы перехода на российское ПО
Сегодня в Казани на площадке ИА «Татар-информ» прошел круглый стол по вопросам перехода на отечественное программное обеспечение. Как заявили участники, темпы digital-импортозамещения разнятся от региона к региону.
Например, в Челябинской области, рассказал замминистра информационных технологий и связи Василий Кокорюкин, процесс стартовал в 2015 году. К 2021 году, по планам, доля российского софта будет составлять не менее 90%.
В Татарстане, по словам директора по маркетингу группы Astra Александра Гутина, компания «только начинает взаимодействие с ведомствами».
Напомним, с начала введения санкций в отношении России перед госкорпорациями, федеральными службами и ведомствами, госорганами и ключевыми оборонными предприятиями была поставлена задача использовать в своей работе только разработки отечественных компаний.
В 2015 году вышел федеральный закон об ограничении закупок иностранного ПО. С тех пор в реестр отечественного программного обеспечения включено почти 5,9 тыс. продуктов, зарегистрировано более 50 его производителей.
Кокорюкин сообщил, что первым обучился работать с российской операционной системой губернатор, вслед за ним вынуждены были поступить аналогично другие чиновники. В целом, переход занял около двух лет.
Замминистра инфотехнологий Челябинской области и начальник управления информационно-технического сопровождения министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Дмитрий Окунь считают, что переходу на российский софт препятствуют дефицит средств на его закупку, психологическая неготовность к отказу от привычных инструментов, отсутствие типовых решений по совместимости аппаратного, системного и прикладного ПО, недостаток квалифицированных специалистов.
Директор по маркетингу ГК Astra Александр Гутин заявил, что самая большая сложность – это психологическая неготовность работать с российскими программами. По его словам, продукты Astra Linux позволяют полностью провести импортозамещение, они совместимы со всеми другими отечественными программами и «адекватны и релевантны функционалу программ из-за рубежа».
Впрочем, ощущается дефицит некоторых программ. «На наш взгляд, серьезный недочет в рамках обеспечения прикладным ПО заключается в отсутствии графических программ и того, что касается проектирования. Здесь очень мало аналогов среди российских разработок, они с обрезанным функционалом. Все остальное в принципе российскими разработчиками придумано и сделано», – отметил Гутин.
Борис Иванов, руководитель регионального направления компании «Новые Облачные Технологии», МойОфис, согласился, что невыполнение планов по импортозамещению связано с привычками пользователей. «Мы стали заложниками стереотипов, что все российское – хуже. За 30 лет монополии известной операционной системы люди к ней привыкли», – сказал он.
По его словам, продажи российского ПО за рубеж за 2018 год составили более 11 млрд долларов. «Мы побили все рекорды. Если бы оно было плохим, стали бы его покупать?» – высказался представитель бизнеса.
Руководитель группы продвижения решений по информационной безопасности компании «ICL Системные технологии» Илья Петров отметил, что большим преимуществом работы с российскими разработчиками является прямой контакт с заказчиком и адаптация продукта под его требования. Он считает, что российским компаниям-производителям софта нужен не госпротекционизм, который может вызвать стагнацию на рынке, а крупные контракты.
«Хорошему отечественному продукту нужен хороший отечественный заказчик», –заключил он.
Эксперт службы безопасности компании «СерчИнформ Интеграция» Георгий Минасян поддержал коллег. «У наших пользователей меньше вопросов к российскому программному обеспечению, чем к импортному. Как правило, у наших продуктов лучше техподдержка и обновление оперсистем. У нас конкретные решения для конкретных фирм, плюс поддержка всех систем на русском языке», – заявил он.
В соответствии с национальной программой «Цифровая экономика» к 2024 году доля отечественного ПО в госструктурах должна превышать 90%, а в госкомпаниях – 70%. К 2021 году на российский рынок должно импортироваться не более 50% бизнес-приложений и антивирусного ПО, к 2019 году 80% чиновников должны быть переведены на отечественные офисные пакеты и операционные системы.
Реальный уровень импортозамещения зависит от конкретного сегмента: в офисном ПО он составляет 38%, системах управления базами данных – менее 10%, зато антивирусные программы почти все – отечественные.