В Татарстане пассажиров пересадят на канатные дороги и магнитные поезда
В Казани могут появиться необычные транспортные объекты - наземная пассажирская галерея длиной 800 м, канатная дорога над Казанкой и монорельс. Такие планы прописаны в новой транспортной программе Татарстана на 2014-2020 годы. Власти готовы профинансировать строительство новых "украшений" города из республиканского бюджета.
На транспортные проекты республики на ближайшие шесть лет планируется потратить 196,5 млрд рублей, говорится в госпрограмме "Развитие транспортной системы республики Татарстан на 2014-2020 годы", опубликованной на сайте правительства 23 декабря. Это средства из бюджетных и внебюджетных источников на все виды транспортной инфраструктуры - железнодорожный, речной, воздушный, автомобильный транспорт и логистику.
Казань, судя по программе, ждет немало новостроек. Так, на вторую линию метрополитена, схема которой была презентована общественности в октябре, за шесть лет хотят потратить 7 млрд рублей из республиканского бюджета. Напомним, новая ветка пойдет через Азино, Компрессорный завод и дотянется до кварталов.
В городе хотят построить два новых автовокзала - на ул. Аграрная и Сибирском тракте. На каждый вокзал власти хотят привлечь по 150 млн рублей внебюджетных источников.
В числе проектов значится и строительство пассажирской галереи с траволатором от станции метро Кремлевская до железнодорожного вокзала. О планах соединить казанский вокзал и метрополитен министр транспорта РТ Ленар Сафин говорил в ноябре - он объяснял, что каждый крупный транспортный узел в Казани должен представлять собой комплекс с выходами на все виды транспорта. Как должна выглядеть галерея длиной, судя по расстоянию от Кремлевской станции до вокзала, в 800 м, в программе не описано. В плане лишь указано, что республиканский бюджет готов потратить на нее 1,26 млрд рублей.
Другой необычный проект, о котором еще в апреле говорил президент РТ Рустам Минниханов, это канатная дорога от НКЦ до "Ривьеры". Власти обсуждали его с французским послом в России Жаном де Глиниасти и представителями французской компании POMA (Pomagalski), которая занимается эксплуатацией канатных дорог в качестве городского пассажирского транспорта. Минниханов высказал мнение, что в Казани канатная дорога могла бы связать столицу республики с селом Верхний Услон (через Волгу), а также от НКЦ «Казань» до «Татнефть-Арены». Кстати, та же POMA год назад построила канатную дорогу через Волгу в Нижнем Новгороде, которая существенно разгрузила мосты и стала популярной среди горожан.
Напомним, в Казани уже была своя небольшая канатная дорога — от парка Горького до пляжа Казанки на противоположном берегу. Она работала с 1979 года до середины 2000-х, но была демонтирована во время реконструкции парка для строительства моста «Миллениум». Новая канатка, судя по транспортной программе, обойдется в 360 млн рублей, из которых половину власти готовы выделить сами, а остальное - привлечь у инвесторов.
Наконец, в программе впервые прозвучали намерения татарстанских властей рассмотреть возможность строительства монорельса на основе магнитной подушки. "В настоящее время рассматривается возможность реализации инновационного проекта по созданию транспорта на основе магнитной левитации. Преимуществами данного вида транспорта является отсутствие механического шума и выбросов, загрязняющих окружающую среду, самая высокая скорость из всех видов общественного наземного транспорта, низкий уровень вибрации, высокий уровень комфорта пассажиров", - говорится в программе.
Сейчас поезда на магнитной подушке (маглев) запущены в Германии, Шанхае и Японии. В СССР первую магнитную железную дорогу начали строить в Армении в 1987 году, но через год заморозили из-за конфликта в Нагорном Карабахе.
По словам ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, в Татарстане такой монорельс построить можно - технологии известны, а инфраструктура схожа с обычными железнодорожными путями. Спроектировать маглев можно и в России. Однако, по его словам, не исключено, что властям придется закупать патент на часть оборудования - проще использовать уже наработанный опыт зарубежных коллег.
"Как показывает практика, такие объекты, как канатная дорога, монорельс есть смысл строить, когда они несут практическую пользу, востребованы людьми. Использование их в качестве туристических объектов очень накладно", - предупреждает Дмитрий Баранов.