Операция агломерация: как будет меняться застройка пригородов Казани
Пространственное планирование
Директор ГБУ «Институт пространственного планирования РТ» Олег Григорьев сообщил, что в 2023 году планируется завершить разработку мастер-плана развития Казанской агломерации.
«Все начинается с установления границ. Границы Казанской агломерации определяются путем анализа различных данных, в том числе от сотовых операторов, матрицы корреспонденции по сотовым операторам, производственных связей, ментальной карты населения, туристический, природный каркас», — рассказал Григорьев на коллегии минстроя Татарстана 24 января.
Мастер-план будет содержать прогноз экономического развития агломерации, численности населения, различные целевые индикаторы, данные по жилищному строительству, транспортной инфраструктуре и так далее. На основе мастер-плана, по словам Григорьева, планируется корректировка генерального плана развития Казани, правил землепользования и застройки и других документов, вплоть, до стратегии социально-экономического развития как столицы, так и входящих в состав агломерации муниципальных образований.
В 2022 году, по его словам, была организована работа с транспортной и балансовой моделями Казанской агломерации. Они позволяют определить предельный объем жилой застройки для каждой площадки, численность населения и рекомендуемый объем нежилого строительства (рабочие места), а также этапность строительства жилья в привязке к обустройству дорог и сетей, эффективность дорог с точки зрения сокращения времени поездок и так далее.
В 2022 году институт выполнил оценку развития Лаишевского узла: был определен предельный объем жилой застройки, необходимый объем и этапы строительства улично-дорожной сети. Аналогичную оценку провели для Восточной дуги, которая примыкает к пестречинскому направлению.
«В ходе работы над Казанской агломерацией была проанализирована соответствующая действующая документация. И здесь было сделано достаточно много неприятных открытий. Типовой случай, когда на уровне генплана все очень хорошо, выделены участки под социальную инфраструктуру, парки и скверы. А на уровне правил землепользования и застройки они уже не читаются, на всю территорию установлена жилая зона, на уровне проекта планировки эти объекты перенесены на размежеванную территорию. По всей градостроительной документации вывод такой: необходима ее скорейшая тотальная переработка и передача полномочий по ее разработке на уровень кабинета министров РТ», — рассказал Григорьев.
В 2023 году, добавил он, необходимо завершить работу по загрузке в ГИСОГД документации по землепользованию и застройке. Сейчас активность муниципалитетов, посетовал Григорьев, низкая: в систему на данный момент введено 18% необходимых данных. Директор института предложил выпустить постановление, которое регламентирует перечень предоставляемых данных, форму и периодичность их предоставления. Например, сейчас есть сложности с информацией об инженерной инфраструктуре.
К концу 2024 году, по словам Григорьева, для властей республики будет разработан специальный планшет (дашборд) с информацией о существующем состоянии той или иной территории, а также прогнозами по ее развитию и так далее.
Кроме того, институт намерен собрать оперативные данные о населении той или иной территории, которые ложатся в основу всех документов, разрабатываемых институтом для развития земель. Помимо информации статистических органов, налоговой службы, управляющих компаний, планируется использовать сведения операторов сотовой связи. Обезличенное перемещение каждой сим-карты, пояснил Григорьев, позволит аналитикам получить информацию о численности населения, миграции, местах приложения труда и так далее. «Мы увидим много серых зон и цифр, которые не видны сегодня, но при моделировании, особенно, транспортного обеспечения мы должны использовать именно эти цифры», — сказал Григорьев.
Для оценки состояния территорий институт предлагает также использовать балансовый показатель между бюджетными затратами и ее доходами.
Еще одной важной задачей директор института назвал разработку моделей работы с территориями, чтобы объективно оценить их состояние, распределить застройку, предложить решения по транспортно-инженерному каркасу. Это позволит соблюсти баланс между местами приложения труда и проживания, чтобы, например, избежать таких коллапсов, как на Мамадышском тракте, на въезде в город со стороны Куюков. Данные расчеты лягут в основу разработки схемы размещения производительных сил, которую институт разрабатывает вместе с минэкономики региона.
Новый порядок
По словам Григорьева, в республике необходимо принять ряд постановлений правительства и поправок к действующему законодательству.
Глава министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин сообщил, что Лаишевский узел в перспективе обеспечит ввод более 4,5 млн кв. м жилья. Для обеспечения территории инженерной и прочей инфраструктурой в рамках инфраструктурного меню министерство готовит 13 проектов, по 9 из которых на 15,3 млрд руб. уже получено положительное заключение федеральных органов власти. По трем – принято решение о финансировании на 6,8 млрд руб., работы начаты. Для строительства еще двух объектов подана заявка в Фонд развития территорий на сумму 4,3 млрд.
Реализация проекта «Большой Зеленодольск», по словам министра, обеспечит в Казанской агломерации ввод в эксплуатацию 5,5 млн кв. м жилья. Для строительства инженерных сетей и дорог будет реализовано 6 проектов на 9 млрд руб. «В текущем году будут рассматриваться варианты финансирования строительства данных инфраструктурных объектов», — сказал Айзатуллин.
Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что республика столкнулась с рядом проблем в развитии пригородов, и они будут возникать в будущем, поскольку транспортная и социальная инфраструктура отставали от жилищного строительства. Без четкого планирования любую территорию ждет коллапс, заявил он.
«Многие вещи будем делать по-другому, особенно в пригороде. Хаотичное развитие, когда люди остаются, покупая дом, ни поликлиники нет, ничего. Инвестор получил деньги и ушел, а муниципалитет остается. У нас сейчас есть некая стратегия, мы развиваем инфраструктуру в сторону Лаишево, Зеленодольска. Но все должно быть сбалансировано: где мы можем строить – будет жесткий порядок. Сразу предупреждаю, если будут попытки – это добром не кончится. В конечном счете, страдает население – люди покупают дома, квартиры, а никаких рабочих мест нет и других условий. Разве можно Лаишево, Пестрецы, Высокую Гору рассматривать вне зоны Казани. У нас все въезды-выезды из города проблемные. Вознесенский тракт, реконструкция Горьковское шоссе – каждый объект стоит по 20 млрд не меньше. Если мы развиваем территорию, то нужно создавать там какие-либо производства, социальную инфраструктуру. Если мы будем рассматривать, что вся агломерация будет перемещаться в столицу, никаких дорог не хватит», — сказал Минниханов.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан