Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Весь РБК Pro до -50%
Лента новостей
Все новости Татарстан
Reuters узнал о готовности США передать Украине ракеты большей дальности Политика, 01:23
«Аэрофлот» и Ространснадзор решили изменить правила провоза ручной клади Бизнес, 01:08
Россия в индексе восприятия коррупции вернулась на позицию 2019 года Политика, 01:00
Россия перестала поставлять нефть в страны, которые ввели потолок цен Экономика, 00:45
«Челси» без Абрамовича бросился в трансферное окно. Сколько тратили клубы Спорт, 00:33
Экс-переговорщик США объяснила, почему сохранить ДСНВ в интересах России Политика, 00:28
Хинштейн сообщил о задержании главы самарской Счетной палаты Общество, 00:28
Киберпонедельник: скидка до -50% на «Весь РБК Pro»
Получите все возможности сервиса за полцены до 1 февраля
Купить со скидкой
ФБР провела обыски в связанном с Байденом аналитическом центре Политика, 00:17
В России проиндексировали материнский капитал Общество, 00:11
Аналитики назвали улицы Москвы, где опустело больше всего магазинов Недвижимость, 00:03
Эксперты оценили потери банков от цифрового рубля в ₽50 млрд в год Крипто, 00:01
Росавиация заявила о возможности летать на западных самолетах до 2030-го Бизнес, 00:00
Что изменится в законах в феврале Общество, 00:00
«Яндекс» отверг обвинения в прослушке пользователей умных колонок Технологии и медиа, 31 янв, 23:31
Татарстан ,  
0 

Операция агломерация: как будет меняться застройка пригородов Казани

Созданный в прошлом году Институт пространственного планирования РТ в этом году завершит разработку мастер-плана развития Казанской агломерации. Это должно изменить подход к застройке окрестностей столицы, повысив комфорт для населения
Операция агломерация: как будет меняться застройка пригородов Казани

Пространственное планирование 

Директор ГБУ «Институт пространственного планирования РТ» Олег Григорьев сообщил, что в 2023 году планируется завершить разработку мастер-плана развития Казанской агломерации.

«Все начинается с установления границ. Границы Казанской агломерации определяются путем анализа различных данных, в том числе от сотовых операторов, матрицы корреспонденции по сотовым операторам, производственных связей, ментальной карты населения, туристический, природный каркас», — рассказал Григорьев на коллегии минстроя Татарстана 24 января.

Мастер-план будет содержать прогноз экономического развития агломерации, численности населения, различные целевые индикаторы, данные по жилищному строительству, транспортной инфраструктуре и так далее. На основе мастер-плана, по словам Григорьева, планируется корректировка генерального плана развития Казани, правил землепользования и застройки и других документов, вплоть, до стратегии социально-экономического развития как столицы, так и входящих в состав агломерации муниципальных образований.

В 2022 году, по его словам, была организована работа с транспортной и балансовой моделями Казанской агломерации. Они позволяют определить предельный объем жилой застройки для каждой площадки, численность населения и рекомендуемый объем нежилого строительства (рабочие места), а также этапность строительства жилья в привязке к обустройству дорог и сетей, эффективность дорог с точки зрения сокращения времени поездок и так далее.

В 2022 году институт выполнил оценку развития Лаишевского узла: был определен предельный объем жилой застройки, необходимый объем и этапы строительства улично-дорожной сети. Аналогичную оценку провели для Восточной дуги, которая примыкает к пестречинскому направлению.

«В ходе работы над Казанской агломерацией была проанализирована соответствующая действующая документация. И здесь было сделано достаточно много неприятных открытий. Типовой случай, когда на уровне генплана все очень хорошо, выделены участки под социальную инфраструктуру, парки и скверы. А на уровне правил землепользования и застройки они уже не читаются, на всю территорию установлена жилая зона, на уровне проекта планировки эти объекты перенесены на размежеванную территорию. По всей градостроительной документации вывод такой: необходима ее скорейшая тотальная переработка и передача полномочий по ее разработке на уровень кабинета министров РТ», — рассказал Григорьев.

В 2023 году, добавил он, необходимо завершить работу по загрузке в ГИСОГД документации по землепользованию и застройке. Сейчас активность муниципалитетов, посетовал Григорьев, низкая: в систему на данный момент введено 18% необходимых данных. Директор института предложил выпустить постановление, которое регламентирует перечень предоставляемых данных, форму и периодичность их предоставления. Например, сейчас есть сложности с информацией об инженерной инфраструктуре.

К концу 2024 году, по словам Григорьева, для властей республики будет разработан специальный планшет (дашборд) с информацией о существующем состоянии той или иной территории, а также прогнозами по ее развитию и так далее. 

Кроме того, институт намерен собрать оперативные данные о населении той или иной территории, которые ложатся в основу всех документов, разрабатываемых институтом для развития земель. Помимо информации статистических органов, налоговой службы, управляющих компаний, планируется использовать сведения операторов сотовой связи. Обезличенное перемещение каждой сим-карты, пояснил Григорьев, позволит аналитикам получить информацию о численности населения, миграции, местах приложения труда и так далее. «Мы увидим много серых зон и цифр, которые не видны сегодня, но при моделировании, особенно, транспортного обеспечения мы должны использовать именно эти цифры», — сказал Григорьев.

Для оценки состояния территорий институт предлагает также использовать балансовый показатель между бюджетными затратами и ее доходами.

Еще одной важной задачей директор института назвал разработку моделей работы с территориями, чтобы объективно оценить их состояние, распределить застройку, предложить решения по транспортно-инженерному каркасу. Это позволит соблюсти баланс между местами приложения труда и проживания, чтобы, например, избежать таких коллапсов, как на Мамадышском тракте, на въезде в город со стороны Куюков. Данные расчеты лягут в основу разработки схемы размещения производительных сил, которую институт разрабатывает вместе с минэкономики региона.

Новый порядок

По словам Григорьева, в республике необходимо принять ряд постановлений правительства и поправок к действующему законодательству.

Глава министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин сообщил, что Лаишевский узел в перспективе обеспечит ввод более 4,5 млн кв. м жилья. Для обеспечения территории инженерной и прочей инфраструктурой в рамках инфраструктурного меню министерство готовит 13 проектов, по 9 из которых на 15,3 млрд руб. уже получено положительное заключение федеральных органов власти. По трем – принято решение о финансировании на 6,8 млрд руб., работы начаты. Для строительства еще двух объектов подана заявка в Фонд развития территорий на сумму 4,3 млрд.

Реализация проекта «Большой Зеленодольск», по словам министра, обеспечит в Казанской агломерации ввод в эксплуатацию 5,5 млн кв. м жилья. Для строительства инженерных сетей и дорог будет реализовано 6 проектов на 9 млрд руб. «В текущем году будут рассматриваться варианты финансирования строительства данных инфраструктурных объектов», — сказал Айзатуллин.

Президент РТ Рустам Минниханов отметил, что республика столкнулась с рядом проблем в развитии пригородов, и они будут возникать в будущем, поскольку транспортная и социальная инфраструктура отставали от жилищного строительства. Без четкого планирования любую территорию ждет коллапс, заявил он.

«Многие вещи будем делать по-другому, особенно в пригороде. Хаотичное развитие, когда люди остаются, покупая дом, ни поликлиники нет, ничего. Инвестор получил деньги и ушел, а муниципалитет остается. У нас сейчас есть некая стратегия, мы развиваем инфраструктуру в сторону Лаишево, Зеленодольска. Но все должно быть сбалансировано: где мы можем строить – будет жесткий порядок. Сразу предупреждаю, если будут попытки – это добром не кончится. В конечном счете, страдает население – люди покупают дома, квартиры, а никаких рабочих мест нет и других условий. Разве можно Лаишево, Пестрецы, Высокую Гору рассматривать вне зоны Казани. У нас все въезды-выезды из города проблемные. Вознесенский тракт, реконструкция Горьковское шоссе – каждый объект стоит по 20 млрд не меньше. Если мы развиваем территорию, то нужно создавать там какие-либо производства, социальную инфраструктуру. Если мы будем рассматривать, что вся агломерация будет перемещаться в столицу, никаких дорог не хватит», — сказал Минниханов.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги