ЦБ сыграл на опережение, отозвав лицензию «Спурт» банка
«У банка «Спурт» был солидный уставный капитал, превышающий 1 млрд рублей. С таким капиталом банк мог даже претендовать на универсальную лицензию. Поэтому решение ЦБ, по всей видимости, было принято с прицелом на будущее. Вероятно, регулятор посчитал, опираясь на данные отчетности банка, что в дальнейшем его активы могут сокращаться, а акционеры не смогут докапитализировать банк, поэтому в будущем он не сможет исполнять обязательства перед кредиторами», - считает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
Напомним, Центробанк 21 июля отозвал лицензию на финансовую деятельность у «Спурт» банка, председателем правления которого является Евгения Даутова. Банк, занимавший, согласно данным ЦБ, 186-е место в стране «недостаточно оценивал принимаемые им риски при неудовлетворительном качестве собственных активов». Несмотря на то, что на счетах юрлиц зависло всего 789 млн рублей, банк не стали санировать. К слову, санация банка по новым правилам должна проходить через прямую докапитализацию. Это, учитывая все проблемы и качество активов банка, стало бы большим риском. Фактически, средства на спасение могли быть потрачены впустую.
Эксперты РБК-Татарстан предполагают, что случай банка «Спурт» не сможет оказать сильного воздействия на банковский сектор республики. Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев уверен, что в долгосрочной перспективе отзыв лицензии «Спурта» станет даже позитивными фактором для отрасли. «Рынок, в целом, будет поделен между крупными банками с капиталом более 1 млрд рублей, поэтому риск подобных случаев далее будет минимальным», - отмечает аналитик. Он также добавляет, что по результатам банковской реформы банк рано или поздно стал бы банкротом.
С начала года «Спурт» неоднократно попадал под информационные атаки. В связи с этим же, кредитная организация не раз ограничивала выдачу наличных до 50, а затем и до 30 тыс. рублей, а 24 апреля сообщила о приостановке выдачи на неопределенный срок. В этот же день банк приостановил операции по счетам клиентов и перестал обслуживать банковские карты. В первые три месяца 2017 года из-за информационных атак банк был вынужден вернуть клиентам почти 6 млрд рублей, - то есть около трети всех заемных средств. Источниками возврата тогда стали остатки на корсчетах, в кассе и банкоматах на сумму 1,3 млрд рублей. Кроме этого «Спурт» банку пришлось продать портфель облигаций и еврооблигаций на сумму более 3 млрд рублей и реализовать другим банкам кредиты юридических и физических лиц на сумму 2,95 млрд рублей.
Мильчакова, однако, считает, что сами по себе информационные атаки не могут ухудшить деловую репутацию ни одного надежного финансового института в России.
«В России, в отличие от Европы и США, СМИ не являются реальным институтом «четвертой власти», поэтому к публикации в СМИ, особенно если она содержит негатив, в России нет такого доверия населения, как в развитых странах Запада. Поэтому если у нас появляются критические статьи о том, что в некоей организации есть проблемы, то чаще всего им верят, когда у критикуемой организации действительно возникают проблемы, о которых пишут в социальных сетях, люди сообщают друг другу на бытовом уровне. То есть когда простой гражданин информацию сам может проверить и сделать вывод», - уверена аналитик.
По ее словам, спланированные информационные атакм, нацеленные в основном на то, чтобы создать шум и взбудоражить общественность, наибольшей степени направлены на крупные компании или банки, лидеров в своем сегменте или регионе. «Но «Спурт» никогда не был ведущим банком в республике», - обращает внимание Мильчакова.