Муфтий РТ объявил об унификации стандартов исламского образования в Татарстане
Средние религиозные учебные заведения Татарстана переводят на единый образовательный стандарт, заявил муфтий РТ Камиль Самигуллин на открывшейся в Казани первой конференции педагогов медресе. Благодаря унификации образования, все выпускники средних учебных заведений без труда смогут поступать в исламский вуз. К разработке единого учебного плана по каждому предмету приступят в ближайшие дни педагоги медресе, учеба по нему стартует уже 1 сентября 2014 года.
«В республике на данный момент сложилась уникальная, но стихийная система мусульманского образования, - рассказал в беседе с РБК-Татарстан Рустам Батров, - Она держалась на плечах энтузиастов своего дела. В результате даже продолжительность обучения в медресе сейчас разная – от 2 до 5 лет. Программы обучения разработаны педагогами, в каждой из десяти медресе Татарстана они разные, как и учебные планы».
Основная задача, которую предстоит решить - это создание многоступенчатой системы образования: выпускник любого медресе должен получить возможность без труда поступить в исламский вуз и продолжить обучение, не тратя время на повторение уже изученного в среднем учебном заведении. Для этого сотрудники учебно-методического объединения определили три уровня образования в медресе: начальный, базовый и высший. Так, выпускник с высшим уровнем знаний сможет, говорит Р.Батров, поступить сразу на 3-4 курс университета.
«Абитуриентам, которые заканчивают медресе в районах Татарстана, не нужно будет уезжать из родного города или деревни на 5 лет в Казань», - отметил Р.Батров.
Очень важно, говорит Р.Батров, чтобы учебные заведения готовили духовных деятелей, готовых посвятить свою жизнь работе с людьми. Сейчас, отметил он, многие молодые люди предпочитают получать мусульманское образование для саморазвития, а затем уходить в бизнес и другие сферы деятельности.
«Результатом работы медресе является трудоустроенный выпускник, ставший имамом или преподавателем. - сказал Р.Батров, - Например, в Татарстане сотня мечетей закрыта на амбарные замки даже по праздникам, так как нет имамов. В деревнях из-за отсутствия духовных лидеров процветают пьянство и разврат. Важно, чтобы молодые люди понимали, что, поступая в медресе, они выбирают не просто мусульманское образование, а образ жизни. Мы считаем, что, стандартизировав образовательный процесс, мы сможем производить отсев еще в медресе, и в мусульманские вузы будут приходить студенты, сделавшие сознательный выбор».
По словам Р.Батрова, над созданием концепции стандартов религиозного образования работала специально созданная муфтием Татарстана структура - учебно-методическое объединение. Именно Камиль Самигуллин в начале 2013 года инициировал работу по приведению мусульманской образовательной системы к единому стандарту. По итогам первой конференции педагогов медресе преподаватели объединятся в комиссии, чтобы завершить работу по стандартизации учебных процессов до конца 2013 года.
Ректор российского исламского университета Рафик Мухаметшин ожидает, что в вуз отныне будут приходить выпускники медресе, которых уже не нужно будет в течение года подтягивать на подготовительном отделении.
"Мы заинтересованы в том, что к нам приходили подготовленные выпускники медресе, - сказал Р.Мухаметшин, - Раньше к нам приходили студенты с разным уровнем подготовки: кто-то лучше знал, например, арабский язык, другой - Коран".
Как отметила начальник отдела лицензирования министерства образования и науки РТ Эльмира Уразова, при разработке программы необходимо обратить внимание на вступившей в силу 1 сентября 2013 закон об образовании и действовать в соответствии с ним. Первый заместитель муфтия РТ Рустам Батров отметил, что заместитель министра образования Татарстана Данил Мустафин обещал помочь Духовному управлению мусульман консультациями специалистов, которые помогут соблюсти нормы этого документа.