Татарская соцсеть «Татар иле» осталась без финансовой поддержки
Запущенный в апреле 2013 года проект создания всемирной социальной сети на татарском языке «Татар иле» затормозился из-за отсутствия финансирования. Соцсеть, на которую уже потрачено 6,8 млн рублей из бюджета республики, юридически ни за кем не закреплена и поддерживается силами ее разработчиков. Создатель сети Раиль Гатауллин говорит, что если до ноября проект не получит финансирование в размере 10 млн рублей, выполнить техзадание по привлечению в сети 100 тысяч пользователей к 2015 году будет невозможно.
Еще в 2011 году, когда проект только был задуман, кабинет министров РТ выделил на него через минкультуры 6,8 млн рублей Всемирному конгрессу татар. Разработчик соцсети - татарское ООО «Белем.ру» - потратил эти деньги на создание сайта, который и был запущен полгода назад. Этот же коллектив численностью 5-6 человек поддерживает проект и сейчас.
Продвижение и развитие проекта ведется средствами его компании и волонтерами. Какая именно сумма тратится на эти цели, Гатауллин не уточняет, но говорит, что денег этих хватает еле-еле. «Ежегодно для полноценного развития социальной сети требуется порядка 10 млн рублей, которые пойдут на усовершенствование технической платформы, оцифровку книг, покупку лицензионного контента, разработку образовательных программ и другие цели», - отметил разработчик.
За полгода проект не смог найти постоянного куратора. Еще до полного запуска соцсети Всемирный конгресс татар передал проект республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». В разработке проекта «Татар иле» участвовало большое количество организаций, которые курировали отдельные разделы: за наполнение раздела конгресса татар отвечает – ВКТ, за «Татмедиа» было закреплено создание двух разделов: «Библиотека» и ежедневное заполнение новостной ленты материалами журналистов портала "Интертат.ру".
В агентстве «Татмедиа» РБК-Татарстан, сказали, что они вышли из проекта и заниматься им теперь будет министерство образования РТ. «Мы вынуждены выйти из этого проекта, потому что наши затраты по созданию контента для «Татар иле» никто не компенсирует, - объяснила ситуацию замруководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Нурия Беломоина. – Разработчик отклонил наше предложение по размещению активной ссылки на уже имеющуюся электронную библиотеку на татарском языке, решив развивать собственную. Имеющуюся у нас технику мы передадим разработчику, как только будут оформлены все документы».
В министерстве образования РТ подтвердили, что курируют этот проект, но прокомментировать вопрос о его дальнейшем финансировании не смогли.
«Основная работа сейчас ведется по передаче разработчику соцсети оборудования из «Татмедиа», точных сроков назвать не можем, – сообщила ведущий специалист отдела национального образования и межрегионального сотрудничества минобразования РТ Лилия Салихова. - О том, как будет дальше финансироваться этот проект, я сказать не могу. Основные вопросы решаются в кабинете министров РТ».
В отделе культуры и развития языков народов РТ аппарата кабмина Татарстана не смогли оценить, каковы шансы проекта на получение госфинансирования в будущем. «Портал работает, значит, его финансируют», - сказала начальник отдела Гульшат Нигматуллина.
По словам Раиля Гатауллина, если решение о финансировании будет отрицательным, то развивать проект из собственных средств он все равно будет.
«Юридическая неоформленность проекта тормозит привлечение средств спонсоров и меценатов, - говорит Гатауллин. - Специально в апреле этого года нами было создано юрлицо «Фонд развития Татнета», через который планировалось привлекать в проект дополнительные средства, однако вопрос этот по-прежнему остается открытым. Да, портал государственный, но ни к какому министерству и ведомству он юридически не относится. О распространении рекламы на портале не может быть и речи. Это исключительно социальный, образовательный проект, направленный на популяризацию татарского языка и культуры».
«Для выполнения плана в 100 тысяч пользователей ежемесячно на продвижение соцсети может тратиться по 50 тысяч рублей, - говорит директор по маркетингу группы компаний ITL Василий Юзенчук. – Речь здесь идет о пиаре, вирусной механике, рекламе внутри самой социальной сети. При расчете расходов на продвижение, использование сервера, оплату хостинга, работы программистов стоимость содержания такого проекта может оцениваться не больше, чем в 2 млн рублей, никак не в 10 млн. Так как проект позиционирует себя как социальный, проблему покупки легального контента можно решить путем простых договоренностей с правообладателями. Многие в таких вопросах идут навстречу. Продукт нишевый, поэтому неудивительно, что основная масса пользователей из Казани и Татарстана – естественно, он не составит конкуренции ВКонтакте или Facebook, но он по-своему уникален».
«Татар Иле» включает в себя информационную сеть о татарах со всего мира, социальную сеть для общения с татарами из других стран и регионов, а также ресурсную базу – свыше 500 аудио, видеофайлов. 55-60% пользователей «Татар иле» из Казани и Татарстана, остальные из зарубежных стран – Австралии, Японии, Германии, Финляндии. Общее количество пользователей - две тысячи, ежедневно в соцсети регистрируется по 5-6 человек, в онлайне находятся по 500-600 пользователей.