Госсовет выступил против закона о переименовании должности президента РТ
Глава комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин сегодня на заседании регионального парламента заявил, что отдельные положения законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» противоречат основам конституционного строя России, как федеративного демократического государства. В текущей редакции он отходит от установления общих принципов основ правового регулирования деятельности органов государственной власти субъектов, детально регламентируя формирования их системы.
«Это, в свою очередь, нарушает принципы федеративного государства, заложенные в Конституции Российской Федерации. Авторами законопроекта предлагается унифицировать наименование должности высшего должностного лица органов государственной власти субъектов, установить единственно возможные сроки полномочий законодательного, представительного органа субъектов Российской Федерации и высшего должностного лица», – сказал Хабибуллин.
Сейчас Татарстан является единственным регионом России, где должность высшего должностного лица называется президент.
Переименовывать высшие руководящие должности в регионах начали в 2010 году. Отказаться от наименования «президент» чиновникам предложил глава Чечни Рамзан Кадыров. Соответствующий закон предписывал изменить конституции до 2015 года, Татарстан получил отсрочку до 2016 года. Однако президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что решение о том, как называть руководителя региона, должен решить народ Татарстана. В 2018 году данный вопрос был поднят в очередной раз, но никаких изменений не последовало
27 сентября 2021 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в России может быть только одна должность президента, главы регионов называться президентами не могут.
Депутат сообщил, что в Госсовете для обсуждения законопроекта, разработанного и внесенного в Госдуму сенатором Андреем Клишасом и депутатом нижней палаты Павлом Крашенинниковым, была создана была создана рабочая группа под председательством вице-спикера Юрия Камалтынова.
Хабибуллин в докладе подверг критике пункт, согласно которому федеральный центр получит полномочия участвовать в формировании региональных органов власти. Он тоже, по его словам, противоречит Конституции.
Региональные власти, считают татарстанских парламентариев могут быть отстранить от федерального законодательного процесса. Например, одна из статей законопроекта устанавливает срок для предоставление отзывов на федеральные законы и поправок к ним по 15 дней. Хабибуллин отметил, что авторы законопроекта не учли, что в регионах большая часть депутатов работает не на постоянной основе, а заседания парламентов проходят не чаще одного раза в месяц.
Хабибуллин призвал депутатов Госдумы РФ от Татарстана не поддерживать проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Татарстанских коллег он призвал не открывать прения до тех пор, пока законопроект не пройдет первое чтение в нижней палате российского парламента. Решение татарстанские парламентарии приняли единогласно.
«Нынешний отрицательный отзыв Госсовета РТ, если знать особое отношение республиканской элиты к наименованию должности «президент», на текущей стадии вполне предсказуем. Обсуждение того или иного законопроекта на уровне законодательных собраний – это предварительная стадия законотворческого процесса, предшествующая чтениям в Госдуме. Хотя, говоря строго, обсуждения на заседании Госсовета не было, но ответ от РТ был дан», – считает доктор политических наук, профессор кафедры политологии Казанского федерального университета Сергей Сергеев.
По словам эксперта, сейчас сложно прогнозировать, насколько сильно федеральный центр будет отстаивать данный законопроект, но все будет зависеть именно от этого. «Есть два сценария. Если подобных отзывов от заксобраний и других экспертных заключений будет не один и не два, а больше, то федеральный центр может просто отложить данный законопроект. Тем более что сейчас ситуация очень сложная, в том числе из-за пандемии COVID-19, и нет смысла излишне давить на региональные элиты. А если политическая воля продвинуть этот законопроект сохранится, и за ним стоят более крупные фигуры, нежели его авторы, то республиканская элита не сможет отстоять свою позицию и не будет слишком упорствовать в этом», – сказал Сергеев.
Заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ Андрей Тузиков в беседе с РБК Татарстан отметил, что на сегодня затруднительно прогнозировать, в каком виде будет принят законопроект и будет ли принят вообще. Итоговая редакция будет зависеть о того, какие задействованы группы влияния. «Есть интересы политических сил, общественных групп, профессиональных сообществ. Тот факт, что порядок принятия правил игры, вызывает притирку, неизбежен», – сказал он.
Эксперт отметил, что парламентские процедуры являются площадкой для обсуждений и поиска вариантов, в той или иной степени, удовлетворяющие интересам всех участников. «Законодательство – это процесс согласования правил, по которым строиться формирование политики и ее реализация. Сейчас идет процесс согласования, это всегда результат компромиссов», – отметил Тузиков.
Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» был внесен в Госдуму РФ в сентябре 2020 года. В нем прописан единый подход к наименованию органов государственной власти в регионах. Например, высшее должностное в субъекте предлагается именовать «глава субъекта РФ», высший исполнительный орган – «правительство субъекта Российской Федерации».
У президента страны может появиться право прекращать полномочия глав регионов из-за утраты доверия по любым основаниям. Отрешенный от власти глава не сможет претендовать на пост руководителя субъекта в течение 5 лет.
При этом закон отменяет запрет губернаторам избираться более 2 сроков подряд. Также вводятся равные пятилетние сроки для исполнения полномочий губернатора и депутатов региональных заксобраний.