Перейти к основному контенту
Татарстан⁠,

Дмитрий Чикрин, КФУ: мы прошли полноценную научно-техническую революцию

Эксперт из Татарстана заявил, что беспилотники и ИИ способны исключить людей из большинства логистических процессов. При этом в экстремальных условиях человек остается эффективнее машины
На фото: беспилотный самосвал «КАМАЗ-6559» («Юпитер»). Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»
На фото: беспилотный самосвал «КАМАЗ-6559» («Юпитер»). Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»

После первых внедрений наземных беспилотных технологий в России, которые начались 10 лет назад, изменилось целеполагание – зачем и где их использовать. Ранее беспилотники планировали применять исключительно в качестве легковых машин, рассказал в подкасте «Лобачевский» технопарка «Идея» директор института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии Казанского федерального университета (ИИРСИ КФУ) Дмитрий Чикрин.

«Сейчас это, наверное, наименьшая область, в которой заинтересован бизнес. Если мы берем легковую машину без водителя, возникает проблема – нигде рядом не должно быть никого за рулем. К сожалению, причиной большинства аварий является человек, а винить в них будут робота», — сказал Чикрин.

Отрасли для роботов и беспилотников

В последние четыре года наблюдается грандиозный всплеск внедрения беспилотной техники в складской логистике. Транспорт используется в помещениях, а также для перевозок между заводами и цехами. Важным условием, по словам Чикрина, является то, что на таких территориях нет чужих людей.

Вторая сфера, где применима беспилотная техника – это карьерные и тяжелые грузоперевозки. Четыре тяжелых самосвала, управляемых без человека, заменяют шесть пилотируемых, что дает грандиозную экономию, рассказал Чикрин.

«Третья отрасль – сельское хозяйство. Ранее использовали систему точного земледелия, сейчас систему беспилотного вождения. Это позволяет получить увеличение урожая и возможность экономить на использовании машин. Если это не решение проблем агрохозяйств, то близко к этому. Мы действительно приходим к кратно большей эффективности традиционных агрохозяйств с внедрением беспилотных технологий», — сказал директор ИИРСИ КФУ.

По словам Чикрина, в этих отраслях присутствие человека уже становится нежелательным. Он может перегружать технику, давить посевы на тракторе и так далее. Кроме того, у людей чрезвычайно повышаются требования к зарплате. В итоге человеческий труд становится дороже, чем покупка новой техники.

При использовании беспилотников один человек может следить за 12 единицами транспорта, дистанционно возвращая их к работе в случае остановки. Даже если у него высокая зарплата, такой подход остается экономически эффективным.

«Есть еще одна коммерческая область – транспортные грузоперевозки между городами, но здесь возникла неожиданная проблема. Основная задача водителей-экспедиторов не машину водить, а за грузом следить. Если этого не делать, получаются очень тяжелые ситуации», — отметил Чикрин.

Без человека не обойтись

Ведущий подкаста, руководитель маркетинга технопарка «Идея» Илья Аксенов отметил, что остается работа в агрессивных средах, таких как повышенный радиационный фон, токсичные отходы, пожары и другие техногенные катастрофы.

«Могут ли роботы помочь нам в этом? Как они будут защищены, чтобы работать, а не заглохнуть и стать препятствием? Есть ощущение, что человеческий организм в некоторых случаях более выносливый, нежели техника», — спросил Аксенов.

Чикрин ответил, что экстремальные условия – это места, где техника с высокой автоматизацией работать не сможет. Но в таких ситуациях может применяться удаленное управление.

«Легко найти человека, который проведет грузовик в 45-градусный мороз, сложно найти машину, которая при этом не откажет. Зато машина гораздо лучше считает 12-значные числа», — сказал Чикрин.

Что касается грузоперевозок, полностью автономные беспилотники не применимы на море, которое всегда является экстремальной средой. «Кораблями должны управлять люди. Суда всегда высокоавтоматизированы, но у них должен быть капитан и специалисты, которые в ручном режиме могут довести его до порта», — отметил директор ИИРСИ КФУ.

Еще одним направлением, где нужен человек, является освоение новых мест, например, в космосе. По словам Чикрина, у людей есть важное свойство – интеллектуальная и физиологическая приспособляемость.

«Ни в одной машине вы найдете такого количества амортизаторов, гибких элементов, мембран и всего, что может гибко взаимодействовать с окружающей средой, как у человека. Так устроен скелет и его форма. Люди с точки зрения сложных механически решаемых задач всегда лучше, чем машины. Поэтому, например, уникальные произведения искусства или товары, скорее всего, долгое время будут делаться человеком», — сказал Чикрин.

В списке приоритетов республики

В Татарстане в следующем году программа искусственного интеллекта и стратегия его развития станет основным приоритетом для ИТ-отрасли, рассказал замминистра цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ Булат Габдрахманов. К работе над стратегией, помимо органов власти, подключены Иннополис и Академия наук РТ.

Кроме того, в республике хотят утвердить стратегию роботизации, заявил в сентябре раис республики Рустам Минниханов. К разработке документа намерены привлечь местных промышленников. На сегодня Татарстан входит в топ-5 регионов России по количеству применяемых предприятиями роботов, сказал заместитель премьер-министра республики Роман Шайхутдинов. Наиболее активно в роботизацию производства включена автомобильная промышленность, уточнил вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко.

В работу в этих направлениях включены и технопарки как места создания и поддержки инновационных технологий. Так, разработчик и производитель промышленных роботов «Эйдос Робототехника» выстроил долгосрочные партнерства с представителями автомобилестроения, пищевой и фармацевтической промышленности и других отраслей. Производитель имеет успешные проекты внедрений в «Сибуре», на КАМАЗе, в «Газпром нефти» и других компаниях, сообщал генеральный директор «Эйдос Робототехника» Антон Сурьянинов.

В сентябре АО «Корпорация Роботов» (ГК «Элемент») приобрело 51% ООО «Эйдос Робототехника». Ожидается расширение производства в Татарстане.

Технопарк «Идея», резидентом которого является «Эйдос Робототехника», определяет среди ключевых направлений для своей работы несколько сфер, связанных с автоматизацией и цифровизацией промышленности. Помимо робототехники, это приборостроение, радиоэлектроника и автомобилестроение, сообщил директор технопарка «Идея» Диас Сафин. Организация оказывает различную поддержку компаниям и стартапам в этих отраслях.

Кроме того, технопарк проводит проектные сессии, в том числе по робототехнике, целью которых является эффективная коммуникация представителей реального сектора экономики, научного сообщества и вузов.

«Мы создаем среды, где взаимодействуют наука, инженерия и предпринимательство, где лаборатории становятся инжиниринговыми центрами, а резиденты – драйверами новых отраслей», — отмечал Сафин в интервью РБК Татарстан.

Препятствия для развития

По мнению Чикрина, отрасли робототехники и искусственного интеллекта сейчас быстро развиваются. Это связано с прогрессом в разработках и «железа», и программного обеспечения.

«Те тензорные ускорители – в просторечье видеокарты, которые сейчас производит Nvidia, на пике своей формы. Те, которые появлялись 2-3 года назад, по сырой производительности в 10-20 раз медленнее. В плане софта в последние три года мы прошли полноценную научно-техническую революцию. Эти вещи развиваются очень быстро, а иногда даже слишком быстро», — рассказал Чикрин.

При этом для ИИ остаются различные ограничения. Для следующей стадии развития – сильного искусственного интеллекта (AGI) – необходим значительный прогресс в выработке электроэнергии. Уже сейчас на дата-центры уходит по разным оценкам от 5% до 10% вырабатываемого электричества, отметил Чикрин.

«Для того, чтобы перейти на новый уровень, необходимо от 10 до 100 раз увеличить затраты электроэнергии и производительность платформ. Нужно разработать холодный термоядерный синтез и потом где-то построить электростанции. До создания эффективных энергообеспечивающих технологий лет 10, а потом еще 30 лет для развития инфраструктуры. Либо прилетят инопланетяне, одарят нас своим высоковольтным кабелем, и все станет хорошо. На базе существующей инфраструктуры появление AGI все-таки маловероятно», — сказал директор ИИРСИ КФУ.

Сильный или общий искусственный интеллект – ИИ с когнитивными функциями человеческого уровня, включая способность к самообучению. Это системы, которые обладают разумной степенью самопонимания и автономного самоконтроля, способны решать множество сложных задач в различных контекстах и учиться решать новые.

Основная проблема, которая мешает внедрению ИИ, беспилотников и роботов – это ответственность. Даже если ошибка происходит по вине человека, ответственность понесет компания, которая произвела робота. Машинам сложно работать там, где много людей, поскольку они не соблюдают технику безопасности.

Еще одним препятствием остается среда – необходимо соответствие условиям, например, дорога должна быть с разметкой и со знаками. В ином случае алгоритмы начинают допускать ошибки.

«В 2023-2024 годах произошло событие, которое позволит отойти от таких требований. Появились нейросети в формате омнимодели – они одновременно воспринимают и графику, и звук, и видео, ориентируются в пространстве примерно так же, как и мы. Сейчас эта тема только развивается, поэтому, я думаю, можно будет с оптимизмом в ближайшие 10 лет посмотреть на внедрение ИИ в гражданскую легковую технику», — сказал Чикрин.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 91,89 (-0,58)
Инвестиции, 17:38
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 77,88 (-0,55)
Инвестиции, 17:38
Все новости Татарстан
Бывшего замглавы Ростовской области объявили в розыск Общество, 22:43
У бывшего ректора СПбГУП Запесоцкого прошел обыск по делу о хищении Политика, 22:06
«Динамо» вырвало победу у чемпиона КХЛ в концовке матча Спорт, 21:57
«Суспiльне» сообщил о взрывах в Днепре и Харькове Политика, 21:51
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Как подход к кибербезопасности на рынке становится технологичнее и гибче Отрасли, 21:37
На Воробьевых горах открыли заново построенный лыжный трамплин Общество, 21:37
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Тутберидзе назвала проблемы, которые ждут Петросян на Олимпиаде Спорт, 21:34
В Белгородской области при атаке дронов пострадал водитель «Газели» Политика, 21:24
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Росавиация отменила ограничения на полеты в Израиль Общество, 21:13
Власти Иркутской области объявили о появлении у себя «трезвых сел» Общество, 21:08
В чем золотопромышленники видят ресурс для увеличения энергомощностей Отрасли, 21:07
Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» РБК и Сбер, 21:07