В Казани передали заказчику первый серийный вертолет Ми-38
Заказчиком первого Ми-38 стала компания «Газпромбанк Лизинг», а эксплуатировать машину будет АО «Русские вертолетные системы». Глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил, что, по прогнозам, до 2030 года будет реализовано свыше сотни Ми-38. В настоящее время в производстве находятся 6 машин. По его оценке, КВЗ способен выпускать 12 вертолетов данной модели в год.
Ми-38 с салоном повышенной комфортности был презентован президенту Владимиру Путину летом 2019 года на выставке МАКС.
Холдинг «Вертолеты России» сообщал, что многоцелевой Ми-38 займет пустующую нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. За счет технических решений вертолет превосходит другие машины своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. Обладая максимальной взлетной массой 15,6 тонн, машина способна взять на борт или на внешней подвеске 5 тонн полезного груза. Пассажирский Ми-38 может брать на борт до 30 человек.
Дальность полета вертолета в транспортной конфигурации с дополнительными топливными баками составляет до 1 тыс. километров. Ми-38 оснащен новыми двигателями отечественного производства, авариестойкой топливной системой, дополнительными опорами на шасси для посадки на мягкий грунт и снег.
100 и больше
Пресс-служба Казанского вертолетного завода со ссылкой на генерального директора «Газпромбанк Лизинг» Максима Агаджанова сообщила, что сделка по приобретению Ми-38 состоялась в рамках соглашения с холдингом «Вертолеты России».
«Обновление авиапарков требует высоких капитальных вложений, лизинг в этом смысле позволяет распределить расходы на приобретение дорогостоящих активов на длительный срок, соизмеримый со сроком эксплуатации, поэтому бесспорно является эффективным финансовым инструментом в решении подобных задач. Совместно с Газпромбанком мы видим хорошие перспективы работы по лизингу воздушных судов и, в частности, вертолетов. У нас есть все возможности и ресурсы для финансирования обновления авиапарков, как коммерческих структур, так и субъектов РФ», – сказал Агаджанов.
В 2017 году «Вертолеты России» и «Газпром Лизинг» подписали меморандум о взаимопонимании о совместном продвижении на российском рынке воздушных судов отечественного производства. Летом 2019 года было подписано соглашение о поставках для авиакомпании «Норильск Авиа» 10 вертолетов Ми- 8АМТ, которые производят на заводе в Улан-Удэ. Предприятие, как завод в Казани, входят в холдинг «Вертолеты России».
Индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков сообщил, что Ми-38, помимо перевозки пассажиров и грузов, можно использовать для поисково-спасательных работ, доставки специалистов на нефтедобывающие платформы в море или в качестве летающего госпиталя.
«Первая серийная машина будет использоваться для перевозок бизнес-класса. Новейший Ми-38 – вертолет с салоном повышенной комфортности уже продемонстрировали лидерам России и иностранных государств. Уверены, что высокие летно-технические характеристики и конкурентная цена обеспечат ему достойное место в вертолетном парке России, наших партнеров на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и других регионах», – цитирует Сердюкова пресс-служба КВЗ.
Пресс-служба президента РТ сообщила, что, по словам Рустама Минниханова, в 2020 году Казанский вертолетный завод получил заказы на выпуск свыше 70 машин. При этом у предприятия есть потенциал, чтобы нарастить объем производства до сотни и более вертолетов. Проведенная на заводе модернизация, отметил Минниханов, позволяет собирать современные и востребованные, в частности, министерством обороны, машины.
«Наша мечта, чтобы Казанский вертолетный завод делал не менее 100 машин в год. Это реально. У нас заказов на 70 с чем-то машин в этом году. С учетом того, что у нас есть Ми-8 и его модификации, а также «Ансат» и его модификации, и появилась вот эта более тяжелая машина», – сказал Минниханов.
Требуется масса
«Разумеется, на самом КВЗ и в правительстве республики хотят, чтобы предприятия такого масштаба побивали рекорды прошлых лет, тем более когда стоит от главы государства цель – добиться экономического роста в 5% по итогам года, но если смотреть объективно на ситуацию в вертолетной отрасли, а также в отрасли производства тяжелой специфической техники, то все предпосылки указывают на то, что резкого скачка не произойдет», – высказался в беседе с РБК Татарстан директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По его словам, чтобы выпускать свыше 100 машин в год, предприятие должно быть обеспечено новыми массовыми заказами. В то же время завод выпускает машины, которые не могут пользоваться массовым спросом.
«Новый Ми-38 на который КВЗ получил сертификат в прошлом году является машиной, скорее, для государственных органов – армии, МЧС, нефтяников с госучастием и иных структур, где требуется такая техника. Но это может быть от силы 10-20 машин. А для того, чтобы производить более сотни вертолетов, с учетом текущей загрузки предприятия, должны быть заказы хотя бы на 30-35 машин. Тоже самое можно сказать и про другие вертолеты от КВЗ: легкий «Ансат» тоже не может отличаться настолько повышенным спросом», – сказал Жарский.
В последний раз Казанский вертолетный завод реализовал свыше сотни машин в 2014 году. За рубеж и по России было поставлено 107 вертолетов. В 2013 году было выпущено 100 воздушных судов. Однако в 2015 году показатель сократился до 77 вертолетов.
14 ноября Казанский вертолетный завод опубликовал отчетность по итогам III квартала 2019 года. В январе-сентябре текущего года было получено 2,3 млрд рублей чистого убытка. Годом ранее убыток составлял 1,3 млрд рублей. Выручка составила 4,3 млрд рублей против 9,6 млрд по итогам 9 месяцев 2018 года. В прошлом году от продаж была получена прибыль – 652 млн рублей, в этом году убыток – 560,5 млн. Краткосрочные обязательства предприятия на отчетную дату превысили 31,9 млрд руб., долгосрочные – 29,7 млрд руб.