Домашний интеллект: в Казани растет интерес к «умным квартирам»
Дом с умом
Розничные сети зафиксировали рост спроса на устройства для «умного дома». Об этом сообщает «Коммерсантъ». Согласно отчету сети «М.Видео-Эльдорадо», спрос в январе-марте на такие товары вырос в полтора раза, к аналогичному периоду прошлого года. Среди наиболее востребованных товаров оказались пульты, различные датчики, IP-камеры, а также колонки с голосовыми ассистентами.
В I квартале текущего года граждане приобрели 450 тыс. голосовых помощников на 3,3 млрд руб. При этом продукция представлена, в основном, российскими и китайскими брендами. К 2023 году, по оценке группы, российский рынок устройств для «умного дома» может вырасти до 5-6 млрд руб.
Зафиксировали рост спроса на подобные товары и другие компании, например, МТС и «Мегафон». В частности, в МТС, по итогам I квартала, зафиксировали рост спроса на устройства для «умного дома» на 40%. Наиболее востребованными стали атрибуты системы безопасности: для отслеживания утечек воды и газа, видеонаблюдение и умные дверные замки.
В республике, рассказали РБК Татарстан, представители девелоперов при проектировании новых ЖК сейчас учитывают интерес граждан к «умным квартирам», закладывая в строительство необходимое оборудование и комплектующие. По словам исполнительного директора компании «Ак Барс Дом» Айгуль Латыповой, во всех новых жилых комплексах застройщика проектом предусмотрены соответствующие возможности, а в ЖК «Светлая долина» пк17 уже реализуется. Она пояснила, что базовый комплект для запуска системы «умного дома» уже встраивается в квартиры. А в дальнейшем собственники могут расширять предоставленный набор опций умными бытовыми приборами в зависимости от своих потребностей.
«Во всех новых проектируемых домах в квартирах установлен минимальный набор оборудования для запуска «умного дома»: мультисенсор, контроллер, собирающий данные с датчиков и специальная система защиты от протечек», — сказала Латыпова.
«Умная квартира» включает такие функции, как управление электроснабжением и бытовой техникой: у жильцов появляется возможность дистанционно включать и выключать электроприборы. С помощью приложения можно, например, удаленно отключить розетку, чтобы не переживать за забытые приборы. Также квартира дополняется элементами регулирования освещения, настройки уровня отопления. За безопасность отвечают датчики открытия и движения, которые можно установить на дверь, окна, дверцы шкафов. Если в режиме «никого нет дома» датчик распознает движение, то хозяевам жилья придет уведомление на телефон.
С помощью датчиков протечек можно дистанционно открывать и перекрывать воду. Датчик дыма может предупредить жильцов о возгорании и предотвратить пожар. Работа девелопера отмечена на региональном и федеральном уровнях, а также в рамках градостроительного конкурса жилых комплексов – новостроек «ТОП ЖК – 2022», проводимом Единым ресурсом застройщиков России.
Домоуправление через приложение
Исполнительный директор девелоперской компании отметила, что функции «умного дома» в виде дистанционного управления домофоном и возможностью с помощью приложения открывать шлагбаум входят в минимальный набор сервисов новых домов, необходимых для современного комфортного проживания покупателей жилья. И в будущем, считает Латыпова, тренд получит свое дальнейшее развитие.
«Сейчас, когда дом только начинает строиться, покупатель может не испытывать необходимости в том или ином сервисе. Он может о нем даже просто не знать. Однако в скором времени его потребности могут измениться. Например, еще год назад мало, кто задумывался о необходимости открывать дверь подъезда через приложение, сейчас для большинства – это норма. Нам, как девелоперам необходимо заглядывать в будущее. Потому что если сейчас чайником через приложение управляют только 10% населения, то через каких-то 2-3 года это будут делать уже 50-60% жителей. Ведь прогресс не стоит на месте», — отметила Латыпова.
Топ-менеджер рассказала, что в новых домах у жителей комплексов появляется возможность не только дистанционно принимать звонки с видеодомофонов, находясь вне дома, но и управлять шлагбаумами, воротами, оформлять гостевые пропуска, а также отслеживать и автоматически передавать показания приборов учета и контролировать график потребления этих ресурсов, оплачивать коммунальные счета, подавать заявки в управляющую компанию и контролировать их выполнение. Для удобства и быстрого взаимодействия с управляющей компанией «Всегда рядом» для жителей жилых комплексов компании было создано мобильное приложение на базе платформы Ujin. В 1 квартале 2022 года застройщик совместно с управляющей компанией подключил к платформе 2,5 тысячи квартир.
Ведущий менеджер по работе с клиентами компании «Юникорн» Никита Нечаев рассказал РБК Татарстан, что на сегодня к платформе Ujin подключено порядка 11,5 тысяч жителей домов застройщика.
«У них есть доступ к сервисам создаваемого умного жилого комплекса через мобильное приложение. Например, пользователь может просмотреть камеры наблюдения, подать заявку в управляющую компанию, написать соседям в чате. Все эти сервисы позволяют сделать работу УК прозрачной и наиболее эффективной, а жители, в свою очередь, получают универсальный инструмент», — рассказал Нечаев. Он добавил, что в будущем количество сервисов для собственников жилья и работы управляющей компании будет расти.
Кроме того, Нечаев отметил, что платформа Ujin и устройства для системы «умная квартира» — это полностью российские разработки, а дата-центры расположены на территории Российской Федерации.
Фактор будущего
Директор ООО «Этажи-Казань» Марат Галлямов в беседе с РБК Татарстан спрогнозировал, что до 20% проектов, которые сдаются сейчас и будут сданы в ближайшее время, имеют те или иные опции цифровых систем. А вот проекты со сроком реализации, начиная с 2024 года, в 60% случаев так или иначе обеспечены опциями для подключения «умного дома».
«Умный дом» стал продвигаться на массовый рынок в РФ всего 2-3 года назад, поэтому интерес, конечно, будет еще расти. Во-первых, конечно же, спрос создают и стимулируют сами производители и дистрибьюторы. Во-вторых, автоматизация проникает во все сферы жизни и становится привычной частью жизни, а, значит, спрос создать проще. И наконец, самое важное: люди любят комфорт, а «умный дом» – это как инвестиция в комфорт. Ты приобретаешь сейчас, а пользуешься потом очень долго. При покупке жилья заложить себе такой комфорт приятно. Просто этой «фишке» надо дать время», — сказал Галлямов.
По оценке эксперта, сейчас наиболее лояльная аудитория – мужчины, чаще всего, моложе 45 лет, которым данный продукт понятен и интересен. Однако в будущем вес данного фактора для массового потребителя будет только расти.
«Уже сейчас покупателю важно, какой фундамент, помимо стен, заложен в будущий образ жизни: какова ситуация с общественными пространствами, транспортной доступностью и так далее. Новостройки сейчас сильно выигрывают в этом плане у вторички. Лет 10 назад вторичный рынок был обжитым, так сказать, готовым для жизни. А сейчас формат комплексной застройки предполагает, что в новостройке комфорта больше, чем в старом районе. Поэтому и «умный дом» также займет свое место в списке плюсов при выборе квартиры. Расти значимость данного фактора будет тогда, когда много проектов в массовом сегменте начнут представлять эти возможности», — сказал Галлямов.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан