Несладкая доля: почему в Татарстане гибнут пчелы
Татарстан в течение 3 лет занимает лидирующие позиции по масштабам гибели пчел в России, сообщил руководитель региональной общественной организации «Пчеловоды Татарстана» Шавкат Хайруллин в программе «Интервью без галстука» Андрея Кузьмина.
«С 2015 года началась гибель пчел и возрождение сельского хозяйства. В то время начали применятся новые технологии, основанные на борьбе с вредителями путем химических средств. В 2019 года случились резонансные отравления, погибло около 20 тысяч пчелосемей. Это было очень масштабная потрава по меркам России. Татарстан занимает лидирующие позиции занимаем в этом лидирующие позиции уже третий год», – сказал Хайруллин.
Причиной он назвал действия крупных сельскохозяйственных холдингов, которые обрабатывают поля химикатами, и некомпетентность ряда агрономов.
«Почему в 2019 году очень много пчел погибло? В Европе начали запрещать опасные препараты для обработки полей, и все они, просроченные, дешевые, хлынули к нам. Интернет переполнен предложениями, никто не разбирается. Мы контролируем, выезжаем, когда получаем сообщение об обработке глифосатом. Мы на месте сразу снимаем на видео, все фиксируем. Говорим агрономам, что надо применять глифосат еще в зародыше, что не опоздали ли они. А агрономы отвечают, что дают тройную дозу препарата. Вот такие горе-агрономы создают нам проблемы. Они себя ничем не защищают, не надевают специальные костюмы, получают сами тройную дозу препарата, потом болеют», – сказал Хайруллин в интервью, которое опубликовал сайт телеканала «Татарстан 24».
По его словам, в этом году случаи гибели пчел зафиксированы в Муслюмовском и Камско-Устинском районах. В конце июня был инцидент в Арском районе Татарстана. Причиной Хайруллин назвал обработку полей химикатами.
В республике насчитывается порядка 9 тыс. пасечников. По данным минсельхозпрода, в 2021 году в республике погибли 3,5 тыс. пчелосемей. При этом, по словам Хайруллина, суд не рассматривает погибших насекомых в качестве доказательств, так как в республике нет аккредитованных соответствующим образом лабораторий. Пчеловоды РТ ведут переговоры с аналогичными учреждениями Алтая, Москвы, Краснодара.
«До того, как посеять, аграрии обрабатывают семена. Появляются всходы – вновь заливают химией. Если в это время цветет медонос, пчелы начинают летать через это поле. Днем при попадании в химический туман пчелы гибнут. Но перед тем они приносят пыльцу или нектар в улей, где молодняк, и вся семья погибает. Основная проблема – рапс, который подвержен болезням. А нынешний год очень жаркий и способствует его интенсивному распространению. Поля уже обрабатывали по 5-6 раз и до сих пор продолжают», – сказал Хайруллин.
При этом закон о пчеловодстве, который на федеральном уровне приняли в конце 2020 года и который вступает в силу с 29 июня, не решит проблему пасечников, считает Хайруллин.
«Мы предлагали в закон о пчеловодстве внести 4 класса опасности препаратов. 1 и 2 класс опасности – это точная смерть для пчел. Препараты с этим видом опасности сохраняются на растениях до 20 дней. Есть системные препараты, которые растения всасывают и в течение 20 дней остаются отравленными. Вместе с утренней росой пчела пьет отравленную воду. Мы бьем тревогу, когда начинают обрабатывать поля препаратами 1 и 2 классов опасности. В остальных случаях обрабатывать должны только в ночное время, когда полеты пчел прекращается», – сказал глава ассоциации пчеловодов РТ.
Он добавил, что сейчас пчеловоды РТ находятся на связи с главой минсельхозпрода республики, который оперативно реагирует на проблемы предпринимателей. В каждом районе созданы группы оповещения об обработке полей в месенджере.
По словам Хайруллина, в 2021 году, помимо отравления, негативный эффект оказывает анормальная жара – в Татарстане нет меда.
«Сейчас цветет липа, это самый хороший, качественный мед, он самый дорогой. И липа не выделяет нектар. Пчелы стоят, улья пустые. Но без меда мы не останемся, потому что есть подсолнухи, гречиха. Еще месяц у нас есть впереди. Надеемся, что пойдут дожди», – сказал Хайруллин.