BlaBlaCar вытесняет перевозчиков на междугородних маршрутах в Татарстане
«Сегодня самые востребованные у казанцев направления - Нижнекамск, Нурлат, Набережные Челны, Чистополь и Алексеевск, но пассажиропоток по сравнению с прошлым годом упал очень сильно - на 35%. Это связано с работой частников на автомобилях, так называемых нелегальных перевозчиков. Я думаю, люди их выбирают из-за низкой цены и простоты оформления заказа, так как общение между водителем и пассажиром происходит через мобильный сервис в телефоне. Пассажиры могут сказать свою остановку водителю, который забирает их в любом месте. Мы же должны сначала доказать, что имеем право работать на маршруте, учитывая определенные требования, в том числе по конкретным остановкам», - сказала РБК-Татарстан диспетчер автовокзала «Южный» Татьяна Лазарева.
По ее словам, на популярном Набережночелнинском направлении с автовокзала «Южный» в Казани сейчас курсируют два прямых маршрута и один проходящий рейс. Максимальная загрузка прямого (43 пассажира) бывает только в праздники. В среднем, до 20 пассажиров едут с транзитных рейсов до Уфы и Нижнекамска.
Как рассказал РБК-Татарстан руководитель BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко, Татарстан один из самых быстроразвивающихся регионов для BlaBlaCar, а Казань регулярно входит в первую пятерку лидеров по количеству самых активных пользователей сервиса, поэтому цифры по перевозкам в регионе стабильно растут.
«Самые популярные направления в регионе - «Казань – Набережные Челны» (средняя цена 300 рублей), «Казань – Альметьевск» (400 рублей), «Альметьевск – Набережные Челны» (150 рублей), «Казань – Нижнекамск» (350 рублей), «Нижнекамск – Альметьевск» (200 рублей). Для примера, в день в обоих направлениях по маршруту «Казань – Набережные Челны» доступно около 80 предложений от автовладельцев. То есть, потенциальный объем пассажироперевозок (при условии четырех свободных мест в авто) на сегодняшний день составляет 320 человек в сутки или около 6 плацкартных вагонов», - отмечает Лазоренко.
BlaBlaCar сегодня присутствует в 22 странах мира. Россия, по словам Лазоренко, один из самых быстрорастущих рынков. За период летних праздников 2016 года на сервисе зарегистрировался 1 млн. человек. Такой активный рост новых пользователей объясняется низкой стоимостью поездок (в среднем на 30% дешевле автобуса) и возросшей популярностью внутреннего туризма.
Как работает сервис
Водители публикуют в онлайн-ресурсе предложения о поездках. Далее сообщают время отправления и количество мест в салоне. Пассажиры выбирают автомобиль, следующий нужным маршрутом, при этом они могут ознакомиться с информацией о водителе и узнать количество оставшихся свободных мест.
Критерии отбора могут быть разными: стоимость поездки, марка автомобиля, некурящий салон и т.д. Но, как говорят специалисты, неорганизованный, частный извоз между городами - дело незаконное и небезопасное.
«В межмуниципальных перевозках никакие частные извозчики принимать участие не могут. Им нельзя доверять, потому что нет гарантии безопасности», - комментирует пресс-секретарь Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Наиля Клевлеева.
По ее словам, на маршруте «Казань – Набережные Челны» всегда был большой пассажиропоток и сейчас, кроме озвученных рейсов с вокзала «Южный», в этом направлении официально ездят еще 10 комфортабельных автобусов с автовокзала «Восточный».
«Чтобы осуществлять междугородние перевозки, транспортная компания обязана пройти конкурс, а ее автобусы должны быть подключены к системе «Глонасс». Официально купленный билет - это еще и страховка на случай ДТП. Нелегалы подсаживают пассажиров, к примеру, на кольце Космонавтов и других несанкционированных местах. Поэтому мы открываем новые автовокзалы для удобства пассажиров», - добавила Клевлеева.
Руководитель АО КПАТП-1, компании, лидирующей в междугородних пассажирских перевозках из Татарстана с 1974 года, Леонид Наумов, считает, что ситуация на Набережночелнинском направлении не самая благоприятная. «У нас в этом направлении ездят только транзитные рейсы. Если честно, я вообще не хотел бы комментировать рейсы в Челны, поскольку считаю, что в основной массе легитимного перевозчика здесь нет, либо их доля перевозок ничтожна. В основном, в Набережные Челны сейчас ездят «бродяги», - сказал Наумов.
Корреспондент редакции РБК-Татарстан позвонил по объявлению в компанию «Автокруиз», которая организовывает заказную поездку «Казань-Набережные Челны». Их рейс отправляется с площади, перед торговым центром «Кольцо» и не согласован с Минтрансом Татарстана. Оказалось, их межгородской частный трансфер пользуется большой популярностью.
«Мы ездим уже три года по маршруту «Казань-Уфа» через Челны. Проблем с наполнением автобусов нет. По факту мы выдаем отчетный билет. В общем, если вас заинтересует, звоните и записывайтесь», - сказала диспетчер «Автокруиза» Светлана.
Стоит добавить, что при выборе перевозчика эксперты советуют обращаться только к официально работающим транспортным компаниям, которые могут гарантировать высокое качество, безопасность и ответственность в пути.