Авиакомпания "Татарстан": что дальше?
В авиакомпании «Татарстан» продолжаются проверки, призванные выявить нарушения в работе, которые могли спровоцировать катастрофу в казанском аэропорту 17 ноября. Исход этих проверок пока неясен - опрошенные РБК-Татарстан эксперты авиаотрасли и менеджеры, близкие к управлению авиакомпании, воздерживаются от прогнозов относительно будущего АК «Татарстан», ожидая результатов заключения надзорных ведомств. «Судьбу авиакомпании решит Росавиация и собственники. Любой вариант развития событий возможен: найдут нарушения – закроют, не найдут – компании придется продумывать план действий», - констатирует собеседник редакции.
Если проверки выявят грубые нарушения в деятельности компании, ей грозит отзыв лицензии или временные ограничения на полеты. Такие прецеденты случались после крупных авиакатастроф, говорит руководитель аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
К примеру, в 2011 году прекратила свою работу российская чартерная авиакомпания «РусЭйр», чей сертификат эксплуатанта отозвала Росавиация после трагедии под Петрозаводском. Тогда ТУ-134, принадлежавший «РусЭйр», потерпел крушение неподалеку от аэропорта Бесовец, погибли 47 из 52 находившихся на борту человек. Позднее авиакомпания, владевшая 13 судами, сменила название на «Атлас джет» и попыталась в суде оспорить отзыв сертификата, однако безуспешно.
Та же судьба постигла АК «Як Сервис», чей самолет Як-42 разбился в 2011 г. при взлете из ярославского аэропорта Туношна. Тогда в результате трагедии погибли 44 человека, в том числе хоккейная команда «Локомотив», летевшая на первый матч КХЛ 2011/2012 в Минск. После внеплановой проверки в авиакомпании Росавиация спустя три недели после катастрофы отозвала ее лицензию.
В феврале 2013 года Росавиация приостановила действия сертификата «Ред Вингс», ведомство обнаружило «многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и прочие недостатки в деятельности авиакомпании, имеющие системный характер, подтверждением чему является авиационное событие, произошедшее 29 декабря 2012 года с воздушным судном Ту-204». Напомним, тогда авиакатастрофа в аэропорту Внуково унесла жизни четырех человек (на борту был только экипаж).
Эксперты также не исключают, что перед руководством «Татарстана» и ее владельцами вновь встанет вопрос объединения с «Ак барс аэро», запланированный еще с 2011 года, но отмененный в 2013-м. Напомним, тогда сама же Росавиация рекомендовала правительству Татарстана объединить двух перевозчиков «Ак барс аэро» и «Татарстан», чтобы «создать сильного перевозчика в регионе». В компаниях уже прошли кадровые перестановки в рамках слияния – руководство «Ак барс аэро», в том числе и Аксан Гиниятуллин, перешло на работу в «Татарстан».
«Вариант слияния «Ак барс аэро» и «Татарстана», как я понимаю, сулил определенные выгоды многим, включая пассажиров«, - говорит аналитик Алексей Захаров из "ФИНАМ". - Теперь к нему, возможно, придется вернуться».
Эксперт отмечает, что если у "Татарстана" все-таки отберут лицензию, руководство РТ вряд ли захочет, чтобы авиакомпания ушла в чужие руки. "Поэтому вполне вероятно, что в этом случае самолеты отдадут "Ак барс аэро"", - рассуждает он.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин ранее заявлял, что объединение авиакомпаний может ускорить создание на базе казанского аэропорта крупного хаба, а также завоевать конкурентные преимущества на авиарынке. Объединенная авиакомпания вошла бы в первую десятку авиаперевозчиков России, утверждал министр.
Впрочем, как указывают эксперты, история российского авиапрома знает случаи, когда авиакомпании продолжали работать и после крупных аварий - так, в частности, произошло с авиакомпанией «Сибирь», переименованной в S7, и «Владивосток авиа». «Были и прецеденты, когда и небольшие, и крупные компании после тяжелых катастроф продолжали работу и демонстрировали развитие. На это влияет способность авиакомпании учесть замечания надзорных ведомств и исправлять их», - говорит Олег Пантелеев.
«Татарстан» находится в стадии реорганизации и, по-видимому, имеет определенные планы развития. Авиакомпанию, которую обвиняют в эксплуатации старых самолетов, получает в лизинг новенькие Cessna и участвует в программе развития региональных перевозок», - напоминает Олег Пантелеев. – «Я думаю, решение о судьбе авиакомпании будет сильно зависеть от планов развития парка, маршрутной сетки».