Фиолетовый оттенок: в Казани начали выпуск поликарбонатов для автопрома
Нужды автопрома
Как сообщил РБК Татарстан главный редактор ИАЦ RUPEC Дмитрий Семягин, российскому автопрому, оценочно, в год может требоваться от 2 до 7 тыс. т поликарбоната в год. Он сообщил, что в 2021 году порядка половины российского импорта полимерных материалов приходилось на страны, которые ввели санкционные ограничения. Поэтому появление российских аналогов в принципе делает возможным производство автокомпонентов в России.
«В настоящее время достаточно сложно оценить потребность российских автопроизводителей в полимерах, так как реальный объем производимых автомобилей в текущих условиях ежегодно меняется. Исходя из данных Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), на 2021 год совокупный объем полимеров, необходимых автопрому, составлял порядка 205 тыс. т. В 2022 году с учетом падения объемов выпуска машин он снизился до 71 тыс. т. 94% всего спроса отрасли закрывают 8 базовых полимеров. На поликарбонат приходится 3%. Из них 50% – это линзы фар и прозрачные элементы приборной панели. Остальное – отдельные элементы экстерьера и интерьера. То есть потребность в поликарбонате для автопрома оценочно может варьироваться от 2 до 7 тыс. т в год», — сказал Семягин.
Поликарбонат может поставляться из стран Азии. Но наличие производственных мощностей – это один из аспектов. Для автопроизводителей важно наличие еще и лабораторной базы в коротком доступе, чтобы заказчик разработал материалы под конкретный запрос конкретного автопроизводителя иногда и при непосредственном его участии.
По его словам, на данный момент единственным производителем поликарбоната в России, не только для автокомпонентов, а в целом, является «Казаньоргсинтез».
«У «Сибура», в который входит «Казаньоргсинтез», есть мощная лабораторная база – «Полилаб». При этом она берется осуществить разработку и омологацию в рекордные сроки, как было, например, с теми же марками поликарбонатов для автокомпонентов или с маркой ПЭ для автомобильных топливных баков», — сказал Семягин.
Казанские поликарбонаты
Как сообщила пресс-служба «Казаньоргсинтеза», на предприятии запустили производство двух новых марок поликарбоната, предназначенных для изготовления рассеивателей автомобильных фар. Они позволят полностью заместить импортное сырье, которое сейчас стало недоступно. Ранее светотехнику для автомобилей, чье производство локализовано на территории России, производили из европейского материала, например, это были марки Lexan и Makrolon.
Рецептуру обеих марок, имеющих фиолетовый оттенок, разработали в казанском и московском филиалах исследовательского центра «СИБУР ПолиЛаб» по заказу ООО «Автосвет» – российского производителя автомобильных фар. Компания закупила 130 т нового поликарбоната.
«В ходе совместных испытаний на технологическом оборудовании компании «Автосвет» были изготовлены фары для автомобиля Lada-Vesta. Они имеют довольно сложную форму, требующую хорошей текучести поликарбоната при литье. Продукция «Казаньоргсинтеза» отлично показала себя, обеспечив стабильный технологический процесс без сбоев в работе оборудования и дефектов по качеству. Изготовленные фары также прошли серию испытаний, в том числе в камере старения, где 800 часов находились под ультрафиолетовым излучением. Этот тест показал повышенную УФ-стойкость продукции казанского предприятия по сравнению с импортными марками», — рассказал главный эксперт СИБУРа Алексей Каплин.
Объем российского рынка специальной марки поликарбоната для производства фар и рассеивателей в 2024 году составит 2 тыс. т, к 2027 году приблизится к 3 тыс. т. Помимо российских компаний, сообщили в пресс-службе «Казаньоргсинтеза», уже заинтересовались производитель светотехнической продукции для автотранспорта из-за рубежа.
«Локализацию поликарбонатов для нужд автопрома РФ можно смело назвать важным шагом в импортозамещении и развитии технологического суверенитета страны. Будем рассматривать марки поликарбонатов СИБУР в качестве основных не только в действующих, но и в новых проектах с российскими автопроизводителями. Мы рассчитываем, что СИБУР продолжит работу по импортозамещению и расширит список локализованных в РФ пластиков для производства автомобильной светотехники, особое внимание уделив обычным и термостойким маркам АБС-пластиков, а также ПММА (полиметилметакрилату), широко используемому при производстве задних фонарей автомобилей», — сказал директор по развитию группы ОАТ, включающей в себя предприятие «Автосвет» Илья Семенов.
В пресс-службе предприятия сообщили, что новые марки поликарбоната можно также использовать для изготовления средств индивидуальной защиты для лица и глаз, при сборке электрических розеток и так далее. Например, до 300 тыс. т выпускаемого в Казани поликарбоната готова перерабатывать российская компания, которая специализируется на электрических и информационных системах для зданий.
Преодоление импортозавимости
Семягин из RUPEC рассказал, что до 2022 года большинство российских автопроизводителей работали в рамках общих правил международных групп, в которые они входили. Например, «Автоваз» придерживался общей стратегии группы Renault по полимерам. На различных производствах группы во всем мире использовались общие спецификации на материалы, действовала единая система аккредитованных лабораторий, материалы закупались в больших объемах в рамках контрактов с группой.
Однако в 2022 году автопроизводители в России, с одной стороны, оказались отрезаны от этих централизованных закупок. При этом продажи в РФ сократили или прекратили и международные поставщики автокомпонентов и материалов. Более того, локализованные производства автокомпонентов также стали сворачивать свою деятельность. Один из самых громких примеров – французский производитель автомобильных компонентов из пластика Faurecia, отметил эксперт.
«С другой стороны, российские автопроизводители получили возможность выстраивать собственную стратегию по полимерам, самостоятельно формировать требования к продукции и подбирать поставщиков, работать с российскими лабораториями. Автопроизводители стали переходить на отечественные аналоги автокомпонентов, что по отзывам производителей оживило сегмент», — сказал Семягин.
Пластик для средств передвижения
Президент Союза переработчиков пластмасс Михаил Кацевман отметил, что в автопроме вопрос импортозамещения на данный момент стоит достаточно остро.
«Современный автомобиль нельзя производить, и тем более нельзя создавать новые современные модели, без таких материалов как Полиамид 66, ПОМ, ПБТ, СЕБС и ряда специальных марок блоксополимера полипропилена. Появление новых марок поликарбоната на «Казаньоргсинтезе» – более чем позитивный факт для отечественной промышленности, особенно если учесть, что за 10 месяцев 2023 года импорт марок поликарбоната в различные отрасли в России увеличился по сравнению с 2022 годом в несколько раз. Вывод на рынок новых марок позволяет надеяться, что в 2024 году тенденция на рост импорта поликарбоната из-за рубежа замедлится или даже прекратится», — сказал Кацевман.
Исполнительный директор Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин заявил, что российский автопром со времен СССР был зависим от импортных полимеров. «То, что смог освоить «Казаньоргсинтез» – это качественное импортозамещение, в чем крайне заинтересована автомобильная промышленность», — сказал эксперт.
По словам Семягина, исследования НИУ ВШЭ показывают, что в среднем на один легковой автомобиль приходится 150 кг пластика – порядка 10% от общего веса автомобиля.
«В России нет проблем с базовыми полимерами – продукцией крупнотоннажной химии. Но есть проблемы со специфическими материалами. Абсолютное большинство автокомпонентов выпускается из компаундов или специфических марок базовых полимеров. Причем для каждой детали, как правило, должна быть своя рецептура, отвечающая различным условиям эксплуатации и обеспечивающая требуемые свойства. У различных производителей требования также могут варьироваться», — сказал эксперт.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан