Удвоить экспорт: производители продуктов РТ намерены выйти на рынок Китая
Перспективный рынок
По мнению директора филиала ИК «Фридом Финанс» в Казани Марата Сабирова, Китай является перспективным и ненасыщенным рынком. «КНР не хватает собственной продукции для обеспечения внутреннего спроса. Около 7% мировых пахотных земель приходится на Китай, и из земельного фонда лишь около 20% угодий являются высокопроизводительными. В то же время большинство районов имеют неблагоприятный климат для активного земледелия, в первую очередь из-за дефицита воды в стране», – сказал Сабиров.
Он пояснил, что Татарстан расположен на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг», «Запад – Восток», имеющих выход на федеральные железнодорожные, водные и автомобильные магистрали.
«Это подтверждает отличную логистику для экспорта, в том числе в Китай. Я не вижу особых сложностей для выхода татарстанских производителей на рынок Китая», – сказал Сабиров.
Рост конкурентоспособности
Генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов считает, что интерес к экспортному направлению в Китай и вообще к экспорту свидетельствует о том, что по некоторым направлениям российские товары стали конкурентоспособны на мировых рынках
«Рынок Китая с его более чем миллиардным населением и быстро растущей промышленностью и ранее был весьма перспективен. Но по многим направлениям российская экономика работала лишь на импортозамещение», – сказал Плугов.
По его мнению, внутренний спрос по ряду товаров удовлетворен, что дает возможность наращивать долю экспорта. «Например, на рынке мяса существенного увеличения потребления можно уже не ожидать, по крайней мере темпы прироста ощутимо замедлятся. Продовольственная безопасность достигнута, на внутреннем рынке высокая конкуренция. Экспорт является, пожалуй, единственным перспективным ключевым драйвером для дальнейшего количественного развития отрасли по производству мяса. У Китая, в свою очередь, колоссальные потребности в продуктах питания», – сказал Плугов.
Эксперт отметил, что совокупные поставки всех товаров из России в Китай в 2015 году составили с 28,6 млрд долларов, в прошлом году показатель составил 56,7 млрд долларов. «Из продовольственных товаров в последние годы ощутимо вырос объем экспорта в Китай растительных масел, соевых бобов. Все больше, в том числе, через Гонконг, поставляется в Китай российского мяса», – сказал Плугов.
Подстроиться под вкусы
Генеральный директор «Эссен Продакшн АГ», депутат Госсовета Леонид Барышев, отвечая на вопросы РБК Татарстан, высказал мнение, что татарстанскому и в целом российскому агропромышленному сектору по силам выполнить план по двукратному увеличению экспорта к 2024 году. Среди перспективных рынков он также назвал Китай.
«И Европа, и Китай рассматривают перспективы больших закупок продовольствия в России. Да, есть проблема сертификации. Например, мы до сих пор не можем выйти на рынок мясной продукции, так как у нас у нас стабильно происходят вспышки африканской чумы свиней. В то же время, мы начали хорошо продавать зерно и его производные. Например, на внутреннем рынке Китая цена сахара и муки в два раза дороже, чем в России», – сказал Барышев.
Барышев сообщил, что возглавляемая им компания намерена выйти на китайский рынок. «В этом году мы подошли к экспорту на 3 млрд рублей, и на следующий год этот показатель точно перевыполним. В частности, в КНР хорошие продажи кондитерских изделий. Думаю, если все намеченные планы по Китаю будут реализованы, то мы возьмем большой задел», – сказал Барышев.
В то же время, предприниматель признал, что китайский рынок специфичный и требует от российских производителей адаптировать продукцию под потребителей. По его словам, сегодня китайцы рассматривают российские конфеты, как эталон качественного и экологически чистого продукта. По его словам, покупательская способность стран юго-восточной Азии растет.
«Те компании, которые специализируются на русских продуктах, получают 30-процентный прирост продаж. Я думаю, это будет продолжаться еще пару лет. Поэтому в ближайшие годы мы увидим увеличение нашего экспорта», – сказал Барышев.
Власти Китая защитят местных производителей
Заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова отметила, что Китай заинтересован в импорте продуктов питания из России, однако в стране есть собственные производители, интересы которых власти КНР будут защищать.
«Кроме того, в связи с российским продовольственным эмбарго, многие европейские производители молочных и мясных продуктов устремились на огромный китайский рынок, так что на нем будет существенная конкуренция. Если производители мяса и молока из Татарстана будут держать невысокие цены на свою продукцию, то у них есть шанс закрепиться на китайском рынке, так как европейские производители при низких ценах просто не смогут работать», –сказала Мильчакова.
Среди перспективных направлений экспорта аналитик также выделила страны ЕАЭС, Иран, Турцию, Египет и Ближний Восток.