Беспилотное такси выйдет за пределы Иннополиса на «большую дорогу»
Беспилотное такси к «Свияжским холмам»
«На сегодняшний день в Иннополисе на беспилотниках осуществлено более 2 тыс. поездок. Я расцениваю этот опыт как положительный. Мы хотели бы расширить зону действия БПА. У нас рядом есть горнолыжный курорт «Свияжские холмы», мы планируем совместно с «Яндекс.Такси» запустить сервис туда. Это уже дорога следующего уровня: не внутригородская, а межпоселенческая», – заявил мэр Иннополиса Руслан Шагалеев на проходящем в Казани V Международном форуме автомобилестроения TIAF.
Шавалеев рассказал, что беспилотник стал своеобразной визитной карточкой города, которым с удовольствием пользуются как местные жители, так и приезжие. Тестирование новинки началось в августе 2018 года. По городу курсируют две машины, вызвать которые можно с помощью одноименного приложения от «Яндекс». Проезд в них бесплатный.
«Такси пересекает 5 наземных пешеходных переходов и жилой сектор, где приоритет у пешеходов и велосипедистов. У нас пока не было ни одного случая, близкого к аварии», – заявил мэр Иннополиса.
Для подстраховки на переднем пассажирском сидении постоянно находится оператор, который нажатием кнопки способен предотвратить любую нештатную ситуацию. По мнению Шагалеева, главная задача автомобиля с автономным управлением – это снижение аварийности на дорогах.
Беспилотное авто – «не хайп, а тренд»
Помимо такси в Иннополисе тестируются еще три беспилотника на базе «КамАЗа», Kia Soul и Hyundai Santa Fe. Александр Климчик из одноименного с городом ИТ-университета рассказал, что на челнинской машине используется модуль аэроразведки, который позволяет построить маршрут при отсутствии навигатора или в случае стихийных бедствий.
«Второй проект с «КамАЗом» – это разработка автопилотирования в городской среде. Одна из дополнительных функций, которая здесь заложена, позволяет коммерческому транспорту выполнять такие функции, как, например, вывоз мусора, управление погрузчиком», – рассказал Климчик.
На форуме оба спикера отметили, что беспилотный автомобиль – это «не хайп, а тренд», но разошлись во мнениях, говоря о сроках появления такой техники на городских дорогах. По мнению Шагалеева, понадобится 10-15 лет, по прогнозу Климчика – 5 лет, чтобы автономно управляемый автомобиль стал рядовым явлением в мегаполисе.
Будет спрос - будет предложение
«Сейчас ажиотаж с БПА прошел, началась конкретная работа», – рассказал РБК Татарстан замруководителя ПАО «КамАЗ» по развитию и инновационным продуктам Фирдаус Кабиров. По его мнению, беспилотники еще не являются эталоном по безопасности дорожного движения: то не «увидят» знак, то не сбросят скорость из-за незавершенной работы по отлаживанию систем автомобиля.
«Может быть, уже на 90% автомобиль срабатывает в городских условиях, а надо, чтобы было 99,9%. Требуется еще скрупулезная, большая работа», – считает Кабиров.
Он отметил, что импульсом к развитию автономного транспорта стали снижающиеся цены на автокомпоненты. «Камеры, которые 3-4 года назад стоили до 400 долларов, сегодня стоят уже 100 долларов. 40 тыс. евро стоил LIDAR (система машинного зрения – прим. РБК Татарстан), который был экзотикой, а сегодня его можно купить за 8-12 тыс. евро. Когда эти приборы станут более совершенными, а себестоимость всех систем автопилота снизится до 1 тыс. долларов, тогда можно говорить о серийном выпуске БПА», – заявил Кабиров. Пока, по его словам, из-за дороговизны на такую технику нет заказчиков.
Он подчеркнул, что сегодня различные автоматизированные системы помощи водителю в виде опций предоставляют многие мировые автомобильные бренды. Однако покупают их неохотно, так как это – дополнительные расходы для автовладельцев.
«Станут они доступны, появятся на дорогах, будет и спрос», – считает представитель «КамАЗа».