Принято на хранение и доставку: ОЭЗ «Алабуга» тестирует услугу 3PL
Ответственное хранение и отправка
ОЭЗ «Алабуга» в тестовом режиме запустила услугу 3PL. Первым клиентом, по данным пресс-службы особой экономической зоны стало ПАО «СИБУР». Соответствующее соглашение подписали на 3 месяца с возможностью пролонгации.
«Мы договорились с нашими коллегами из «СИБУРа» о трехмесячном контракте с возможностью продления. По нему мы оказываем им услуги 3PL логистики. То есть они отправляют нам автомобильные грузы, а мы их разгружаем, храним, маркируем и, когда надо будет, погрузим в контейнеры, которые с нашей логистической площадки уйдут на экспорт, либо до необходимой точки внутри России», — рассказал заместитель генерального директора по взаимодействию с резидентами, развитию инженерного потенциала и эксплуатации ОЭЗ «Алабуга» Тимур Мингазов.
В будущем услугу 3PL планируется сделать доступной для всех резидентов особой экономической зоны. Работу в этом направлении планируется начать во II квартале 2023 года. Со стороны ряда компаний-резидентов есть подтвержденный запрос.
В пресс-службе особой экономической зоны отметили, что владельцам товаров не нужно будет тратить ресурсы на содержание собственного склада, покупать транспорт для доставки и нанимать специалистов. Все упрощает ведение бизнеса.
Хранить товары в рамках тестирования 3PL будут в индустриально-технологическом парке «Синергия 13». Из 38 тыс. кв. метров 10 тыс. будут использованы «СИБУРом». В дальнейшем, когда услуга будет доступна другим резидентам, для хранения будет задействован парк «Синергия 27.5». Корпус уже готов.
Экономия на собственных складах
Опрошенные РБК Татарстан эксперты положительно оценили услугу 3PL и сошлись во мнении, что она будет пользоваться спросом у резидентов особой экономической зоны.
«На мой взгляд, недостатков у такой комплексной услуги как 3 PL-логистика объективно быть не может. Она может быть широко востребована резидентами ОЭЗ, но именно теми компаниями, которые работают в основном с оптовыми клиентами и имеют большие обороты продукции и широкую географию присутствия. Услуга 3PL-логистики для резидентов ОЭЗ в данном случае является дополнительной опцией со стороны конкретной ОЭЗ: для удобства резидентов создаются дополнительные мощности хранения продукции и товаров. Учитывая, что бизнес заинтересован в том, чтобы не увеличивать издержки на поиск и транспортировку площадей для хранения (передержки), такая услуга может расцениваться только, как максимально востребованная. Из возможных минусов могут быть только форс-мажорные обстоятельства в виде ЧС на объектах, но в данной ситуации отвечать будет оператор 3PL-услуги, а продукция подлежит обязательному страхованию», — отметил директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский в беседе с РБК Татарстан.
Эксперт охарактеризовал запуск 3PL, как грамотное решение со стороны «Алабуги», так как оно позволяет решать стоящие перед резидентами вопросы хранения продукции и одновременно генерировать дополнительный доход и новые рабочие места.
По мнению аналитика, развитие рынка 3PL стимулирует исключение необходимости для бизнеса самостоятельно строить и развивать собственные мощности для хранения и сортировки товаров. Жарский считает, что в силу ряда новых экономических реалий, удорожания стройматериалов и услуг по инжинирингу, данная услуга будет максимально интересна для крупных производителей и компаний.
«В России ярчайший пример реализации услуги по 3 PL-логистике показывает Почта России, которая предлагает разным производителям и дистрибьюторам передать на полный аутсорс все операции по работе с товаром. У компании есть три склада в Подмосковье, Казани и Новосибирске, общая площадь которых составляет 26,5 тыс. кв. м», — рассказал Жарский.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также выделил сокращение расходов компаний-резидентов, которые отдадут непрофильную деятельность другим организациям, в числе причин, по которым услуга 3PL будет востребована.
«Резидентам не надо заниматься перевозкой и хранением своей продукции, доставкой ее потребителям, они могут сосредоточиться на ее производстве. Нет необходимости строить или арендовать склады, создавать свой автопарк и так далее», — отметил эксперт.
Во-вторых, по словам Баранова, использование услуг сторонних компаний может помочь резидентам выйти на другие рынки сбыта, привлечь новых клиентов, поскольку провайдеры 3PL-услуг обслуживают много компаний. В-третьих, 3PL-услуги могут заинтересовать резидентов ОЭЗ, так как это позволит им более гибко реагировать на конъюнктуру рынка, эффективнее планировать производство продукции, так как взаиморасчеты с провайдерами таких услуг обычно строятся исходя из объема фактически принятого, обработанного и доставленного груза.
«В ОЭЗ «Алабуга» логистическое направление развивается, там создан контейнерный терминал площадью 63 тыс. кв. м, который может вместить 2 тыс. контейнеров, в октябре 2022 года туда прибыл поезд китайской компании SWIFT, планируется, что терминал на территории ОЭЗ будет еженедельно принимать по одному поезду из Китая. Запуск 3PL-услуг в ОЭЗ «Алабуга» будет способствовать развитию этого направления, что положительно скажется на деятельности резидентов и увеличит ее показатели», — отметил Баранов.
Перспективы рынка
Эксперт в сфере логистики Платон Попов считает, что преимущества услуги 3PL заключаются в том, что резидент получает полный комплекс услуг от одного логистического провайдера, что экономит время на коммуникации и контроль за выполнением услуг.
«Также при передаче логистических процессов на аутсорсинг 3PL-оператору возможна экономия бюджета компании. Работает это, если логистика не является одним из основных операционных процессов для резидента. В этом случае экономически целесообразнее будет использование сторонних услуг в сравнении с содержанием специалистов в штате резидента», — отметил Попов. Среди недостатков он выделил высокую зависимость от 3PL оператора.
Он рассказал, что рынок услуг 3PL развит в крупных городах. В числе широко распространенных операторов Попов назвал такие компании, как DPD, Major, Tablogix, STS Logistics, Деловые Линии, FM Logistic. «Если брать в качестве примера ОЭЗ «Технополис-Москва», то запуска работы 3PL оператора на данной площадке не было», — сказал эксперт, отвечая на вопрос, есть ли примеры, когда услугу 3PL запускали особые экономические зоны.
По его словам, развитие рынка стимулирует тот факт, что у подавляющего большинства компаний не столь высок объем движения и хранения товаров, чтобы строить и содержать собственные складские помещения. Это могут позволить себе только гигантские компании. Поэтому экономически целесообразнее пользоваться услугами провайдеров.
«Также в текущей геополитической ситуации, несколько иностранных провайдеров либо полностью прекратили свою деятельность в России, либо столкнулись с трудностями ведения бизнеса из-за введенных политических ограничений и ограничений от руководства штаб-квартир. Данные факторы дают шанс отечественным компаниям занять место покинувших участников и упрочить свое лидерство», — считает Попов.