Высокий градус: в Татарстане растут отгрузки крепкого алкоголя
Крепкий рост
В условиях санкций российские производители алкоголя увеличили производство продукции, в том числе импортируемых категорий. В пресс-службе АО «Татспиртпром» РБК Татарстан сообщили, что отгрузки компании в 2023 году выросли на 7%, по сравнению с 2022 годом, и на 24% – с 2021-м.
Объем алкогольной продукции, помимо водки, вырос за год на 8%. Основными драйверами роста стали вино и шампанское (+148%), винные напитки (+58%), джин (+41%), виски и напитки на его основе (+22%), а также коньяки (+15%). В пресс-службе АО «Татспиртпром» отметили, что в категории крепких напитков компания вносит изменения. Например, был проведен ребрендинг одного из наименований водки. Помимо этого, в категории виски «Татспиртпром» перешел на дистиллят российского производства, а в этом году планирует начать использовать дистиллят собственного производства.
«Премиум-сегмент водки вместо ушедших импортных брендов активно заполняют российские. Также в наших ближайших планах освоение категории «ром», выпуск линейки аперитивов и дальнейшее развитие джинов, в том числе в категории ready to drinks, то есть готовых к употреблению», — рассказали в пресс-службе.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА (Москва) Вадим Дробиз в беседе с РБК Татарстан заявил, что на рынке заметен серьезный рост производства всех категорий крепкого алкоголя.
«За последние три года объем производства виски, рома, джина вырос в два раза: примерно с 20 млн л в год до 40 млн в 2023 году. Ликероводочные изделия – тоже показали рост за 3-4 года почти в 3 раза. Коньяк, бренди – тоже рост производства», — сказал Дробиз.
Оставшийся импорт
При этом, по словам эксперта, потребление импортных виски, рома и джина не снизилось. Несмотря на увеличение производства различных категорий крепких напитков, процесс импортозамещения не произошел. Фиксируется расширение рынка экзотических напитков.
«Параллельный импорт решил абсолютно все проблемы. В России есть практически все», — сказал Дробиз.
По его мнению, рост потребления произошел по нескольким причинам. Одна из них – стрессовые психологические факторы, например, специальная военная операция и все, что с нею связано. Вторая – сокращение выездов за рубеж представителей среднего класса, и, как следствие, потребление алкоголя внутри России.
«Выезд за рубеж на отдых сократился раза в два с половиной. И пили там очень много, сейчас больше половины этого алкоголя выпивается в России, и это, прежде всего, импортный алкоголь. Третье – рост зарплат и доходов части малообеспеченного населения. Я думаю, что рост продаж коньяка и игристого связан с этим», — сказал Дробиз.
Он добавил, что рост доходов изменил и выбор напитков, жители перешли на более качественный алкоголь. Такую тенденцию отметила и глава Ассоциации рестораторов Татарстана Галина Шарафутдинова.
«В сфере общественного питания мы видим, что каждый год растет культура потребления. Люди приходят в заведения, чтобы получить эстетическое удовольствие», — сказала Шарафутдинова.
По ее словам, цены на алкоголь практически не менялись в последнее время, но люди позволяют себе более качественные напитки. «Тенденция идет в сторону потребления российской продукции. Сегодня мы не опираемся на внешний рынок, в большей степени полагаемся на внутренние ресурсы. Локальность в тренде. Российские производители активно развиваются, и уровень производимой продукции порой не уступает аналогам из европейских стран» — сказала Шарафутдинова.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан