Доля китайских автомобилей на российском рынке выросла до 42%
Директор казанского автосалона «Диалог Авто» Филипп Ижиков в беседе с РБК Татарстан выразил мнение, что как такового российского рынка-производителя больше нет, а переход на рынок Китая в России будет развиваться все активнее.
«Мы, как один из крупнейших дилеров, представляющих продукцию Китая с 2006 года, видим потенциал этого рынка в России. Для нас это также предпочтительный вектор, потому что китайские импортеры обеспечивают поставку запчастей, сервисных программ, кузовных деталей», — отметил Ижиков.
Он рассказал, что параллельный импорт стал сложнее, так как не сопровождается гарантией.
«Мы хотим давать потребителю полный спектр услуг. И по срокам ремонта, и поставке запчастей, и прогнозированию техобслуживания. На рынке параллельного импорта этого в такой степени нет, как, наверное, для официально ввозимых автомобилей», — уверен бизнесмен.
Китай в России
«И «Москвич», и LADA – это все уже китайские автомобили. И запчасти, и сами машины. LADА уже практически нет. Сейчас новая Vesta – это китайский автомобиль. Какие-то – Granta, Kalina, Niva, – может быть, остались, но со временем будет замещаться китайской сборкой – либо полной, либо крупноузловой», — отметил Ижиков.
Директор автосалона говорит, что такой тренд может быть связан с экономической и политической ситуацией в стране. Динамика роста популярности китайских автомобилей на российском рынке стабильна. А причина увеличения доли продаж китайских машин на отечественном рынке, помимо стабильности, еще и повышение качества продукта.
По статистике «Авито Авто», с мая 2022 года наблюдался большой рост доли китайских брендов на российском рынке: с 13,2% в начале года показатель в мае 2023 увеличился до 42,6%. «Догоняющим» сегментом присутствия стали отечественные производители – почти 31%, и 26% – все остальные марки.
Старший менеджер по развитию бизнеса «Автотека» Константин Болдырев сообщил РБК Татарстан, что китайскими новыми автомобилями покупатели начали интересоваться, в том числе, из-за общего роста популярности Китая в стране.
«Но мы в «Авито» видим, что тенденция по всей России – когда посетители в поисковике чаще всего вбивают просто «китайский внедорожник» без уточнения по модели. Они не знают, как называются эти модели. В этом плане, китайцам нужно работать над наслышанностью – тем, насколько люди знают, какие есть бренды и модели», — отметил Болдырев.
Он подчеркнул, что такая ситуация сложилась из-за резкого роста доли присутствия и недостаточной активности самих брендов.
«Они уже начали этим заниматься, но у них резко выросла доля рынка, объем автомобилей. Нужно очень долго работать с аудиторией, чтобы раз в 5 лет купили именно твой автомобиль. Нужно постоянно о нем говорить», — уверен Болдырев.
Эксперт добавил, что еще одна из общероссийских тенденций – так называемый «региональный арбитраж», когда покупатели едут в другой регион ради более широкого выбора.
«Теперь это появляется не только по новым авто, но и по машинам с пробегом. Работает и наоборот – когда продавцы ищут более выгодные сделки по продажам из других регионов – находятся покупатели, и увозят авто к себе. Это традиционные вещи, которые были свойственны региону, но раньше – только по новым авто», — подчеркнул Болдырев.
«Не могу сказать, вернутся ли другие импортеры назад. Я думаю, это связано не только с качеством китайских автомобилей, но и с тем, что многие европейские производители в связи с санкциями уходят с рынка. Поэтому, если политическая ситуация изменится, возможно, динамика китайского продукта и снизится», — говорит Ижиков.
Запросы потребителя
Руководитель группы продаж «Авито Авто» Владислав Иванов на встрече с представителями автоотрасли по ПФО призвал работать с покупателями: рассказывать, что представляет собой китайский автомобиль, и чем может быть интересен.
Он отметил, что один из главных конкурентов для новых китайских брендов – это европейские либо японские авто с пробегом, которые для потребителя привычны.
«Растет конкуренция, меняются поведенческие стереотипы покупателей. Поведение перестраивается, но не так быстро, как растет предложение, потому что люди еще не привыкли к новым рынкам. Тем не менее, китайские бренды – это тренд», — заверил Иванов.
Данное мнение разделил и директор казанского автосалона «Диалог Авто» Филипп Ижиков.
«Новый продукт всегда вызывает опасения, однако китайцы развиваются очень активно: количество опций, модельный ряд меняется буквально с космической скоростью, количество производителей в Китае превышает 50, если не брать суббренды. И сама доля китайских авто на нашем рынке существенно выросла», — отметил Ижиков.
Параллельный импорт
Болдырев рассказал, что параллельный импорт для дилеров может хорошо работать только в узких сегментах дорогих машин, когда из-за курсовой разницы скачок в цене в миллион не влияет на спрос.
По статистике «Авито Авто», в топ-10 моделей по параллельному импорту в мае 2023 вошли: Audi Q7 (3,76), BMW X7 (3,38), Mercedes-Benz G-Class (3,29), Volkswagen Touareg (2,22), Skoda Superb (2,05), Kia Seltos (1,95), Lexus LX (1,83), Hyundai Tucson (1,54), Chevrolet Cobalt (1,19), Mitsubishi L200 (1,17).
Параллельным импортом на «Авито Авто» занимается 121 компания, количество предложений на новым авто на «Авито» составило 3,4 тыс.
«Это очень нестабильный канал, зависящий от курса. Для обывателя при покупке машины моменты в экономической модели параллельного импорта невыгодны. Когда курс в прошлом году был 50-60 рублей за доллар, это было выгодно, теперь, когда 80-90 – невыгодно», — отметил Болдырев.
«Поскольку у нас официальное дилерство китайских марок – мы занимаемся ими 15 лет – параллельный импорт представлен в очень малом количестве, в основном, как дополнительный заработок. Причина в том, что пока хватает работы с потенциалом рынка китайских автомобилей. Мы, в основном, сосредоточены на продвижении брендов, которые оказывают нам поддержку и платят бонусы», — заверил Ижиков.
Авто с пробегом
«Средняя стоимость новых авто за год на платформе «Авито» незначительно уменьшилась. «За год с мая 2022 динамика количества объявлений по новым авто выросла на 40% и составила 14 тысяч объявлений, конкуренция сильно выросла. Спрос за год на новые автомобили вырос на 31%. А стоимость новых авто уменьшилась на 3% и, в среднем, составила 3,2 млн руб», — сказал Иванов.
Динамика спроса на авто с пробегом за год выросла на 26%. Средняя стоимость такого товара за год выросла на 21%. На данный момент на сайте Авито размещено 215 тыс. объявлений, что незначительно меньше – на 3% – чем год назад.
Болдырев считает, в российском обществе десятилетиями формировался запрос на бренд. Постепенно, с развитием технических характеристик, он стал менее востребован – появились более удобные способы покупать товары, и на первый план вышел сам продукт и его характеристики.
«Если перед покупателем стоит выбор между европейским авто с пробегом и китайским авто, то человек сам решает – нужен ему новый китайский автомобиль с гарантией либо устоявшийся бренд. Ведет поиск, сравнивает и ищет хорошую машину, подходящую по цене. По такому товару сложнее торговаться и получить скидку», — сказал Болдырев.