Тарифные волны: в Татарстане прогнозируют снижение ценника ОСАГО
Введение поправок к закону об ОСАГО, которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов — правильное решение, отметил в беседе с РБК Татарстан вице-президент союза страховщиков РТ Рустем Сабиров.
«Это очередной шаг к детализации тарифа, когда страховые компании определяют цену полиса, исходя из убыточности в регионе. Также будут более четко учитываться индивидуальные характеристики каждого водителя. Сегодня аккуратные водители доплачивают за нарушителей. Так что в целом, перемены приведут к более справедливому тарифообразованию», — сказал Сабиров.
24 августа 2020 года вступил в силу закон об ОСАГО. Теперь базовую ставку тарифа страховщик будет определять индивидуально для каждого автовладельца в зависимости от его риск-профиля.
На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения.
Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО. До этой поправки в закон базовая ставка была одинакова для всех водителей одного региона.
По мнению Сабирова, изменения в законодательстве не приведут к очередному снижению тарифа. Оно не может быть бесконечным, отметил эксперт. «Кроме того, курс рубля меняется. Это ведет к удорожанию запчастей, что не может не сказаться на стоимости полиса», — сказал Сабиров.
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов в беседе с РБК Татарстан отметил, что индивидуализация тарифов предполагает, что страховщики смогут поднять размер премии для граждан с плохой историей вождения и снизить ее для более опытных и аккуратных.
«Это будет влиять на стоимость полиса не меньше, чем сейчас влияет регион регистрации автомобиля. При этом территориальные коэффициенты будут незначительно понижены: в абсолютных цифрах это не более 300 рублей скидки в Казани и порядка 100-200 рублей в других городах республики. Но стоит учесть, что поверх этой скидки добавятся другие составляющие ценника, из-за которого он может снизиться не так сильно или даже местами вырасти», — сказал Емельянов.
По его мнению, в целом новая тарификация должна привести к падению средней стоимости ОСАГО. «За счет появления более дешевых, преимущественно онлайновых полисов, усредненный ценник на страхование понизится в Татарстане еще на 3-5%. За прошлый год он снизился на 9%, за первые полгода 2020 еще на 3%. Однако те люди, которые страхуются традиционным способом, увидят у себя рост тарифа в пределах инфляции (+4%). А те, кого затронут новые штрафные тарифы, заплатят на 10-15% больше, чем прежде», — сказал Емельянов. По его словам, удорожание в отдельных случаях может составить до 800 рублей.
В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.
Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса.
С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП.
ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.