Ушедший из РФ бизнес продолжает борьбу с российскими брендами-двойниками
Председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова на III Казанском международном юридическом форуме сообщила, что количество дел в сфере интеллектуальных прав и их защиты стабильно растет и в арбитраже, и в судах общей юрисдикции. Ежегодная динамика составляет порядка 20% в год.
В последние годы особенно актуальными стали споры с иностранными компаниями. Партнер по интеллектуальной собственности BKMP LEGAL Лариса Лысенко рассказала, что они осуществляют мониторинг рынка на предмет нарушения исключительных прав и предпринимают действия по их защите.
«Компании активно предотвращают попытки регистрации похожих товарных знаков. Уход компаний и брендов из России не означает прекращения действия прав и появления возможности копирования интеллектуальной собственности», — сказала Лысенко.
Нередко российские компании регистрируют знаки в одном виде, но используют иначе. В некоторых случаях это может ассоциироваться с известными брендами, сказала она.
«Наблюдается тренд инициирования досрочного прекращения известных товарных знаков, из-за того, что они мешают зарегистрировать сходные знаки. Надо сказать, что это рабочий инструмент, так как с течением времени удачных слов и различных сочетаний, включая цветовые и выразительные, становится меньше», — отметила Лысенко.
Другой темой в вопросах интеллектуальной собственности являются географические названия в товарных знаках. Руководитель направления по судебной работе и интеллектуальной собственности ПАО «Группа Черкизово» Татьяна Давыденко рассказала, что сейчас Роспатент выносит отказ в регистрации. Основания два – обозначение не обладает различительной способностью, потому что указывает на место производства товара и является ложным, потому что заявитель не находится в этом географическом месте.
«Есть рекомендации Роспатента и информационная справка Суда по интеллектуальным правам, которые говорят: не любое географическое название не может быть товарным знаком. Если оно может восприниматься как фантазийное, его можно использовать. Что является фантазийным обозначением – оно неизвестно потребителю, у него может не быть ассоциативной связи между объектом и товаром, нереальность связи производителя с географическим объектом», — сказала Давыденко.
Она заявила, что Роспатент может проигнорировать собственные рекомендации и вынести отказ. Однако шансы на регистрацию остаются, если делать это через Суд по интеллектуальным правам. Для этого нужно произвести предварительную работу.
«Во-первых, нужно проанализировать, как воспринимается обозначение, посмотреть, есть ли аналогичные регистрации и быть готовым к социологическому исследованию», — сказала Давыденко.
Советник, руководитель практики интеллектуальная собственность Verba Legal Алексей Дарков заявил, что на данный момент проблемой для компаний являются споры об интеллектуальной собственности с работниками. Небольшое число таких дел доходит до суда, поэтому судебная практика неполностью отвечает на имеющиеся в спорах вопросы. Например, когда работник оформил изобретение на себя в силу пропуска работодателем предусмотренного срока на реализацию права получения патента. В таком случае работодатель должен иметь возможность использовать изобретение в силу закона не только самостоятельно, но и с привлечением подрядчика, отмечает Дарков.
Другой актуальной проблемой является оспаривание авторства, в частности, когда автором выступает генеральный директор компании. Суд по интеллектуальным правам выбирает крайне высокий стандарт доказывания для преодоления закрепленной законом презумпции авторства. Несмотря на то, что руководитель может действительно отвечать за организацию производственного, а не научного процесса.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан