Стабильное падение: в Казани ТЦ теряют посетителей из-за онлайн-магазинов
Интернет наращивает обороты
Как рассказал сегодня РБК Татарстан руководитель отдела компании Watcom Михаил Васильев, Shopping Index в 2019 году сократился в Казани на 1,9%. Этот показатель учитывает количество людей на тысячу квадратных метров торговой площади.
Watcom Group — федеральный интегратор технологий и решений, направленных на повышение эффективности бизнеса торговых центров и ритейла. Специализируется на оценке и анализе потоков посетителей.
«В целом по России мы наблюдаем небольшие колебания на фоне стагнации рынка. Исключение составляет Москва, где изначально падение было выражено сильнее в силу ввода большого объема площадей и острой конкуренции между качественными объектами», – рассказал Михаил Васильев. Кроме того, покупатели все чаще уходят в интернет-магазины.
Аналитики отмечают, что в последние годы показатель трафика в казанских ТЦ демонстрировал «стабильное падение». Если в 2017-м он увеличился на 3,6%, то в прошлом году Shopping Index практически не изменился.
Рынок продаж в интернете, напротив, активно растет. По данным РБК, за два года объем рынка частных продаж в российском сегменте интернета вырос почти в два раза. По итогам 2019 года он составит 568 млрд рублей, подсчитали аналитики Data Insight совместно с Avito. В 2017 году данный сегмент рынка электронной торговли составлял 295 млрд рублей.
В Татарстане, по данным минэкономики РТ, на долю электронной торговли приходится 1,3% от оборота розничной торговли, который по итогам 2018 года составил 917 млрд рублей.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, с 2015 года темпы роста объема не превышали 20%, и в 2017 году рынок составил 1 трлн рублей. Однако за прошлый год он вырос на 60% и достиг 1,66 трлн рублей.
В настоящее время Татарстан сотрудничает с крупными игроками рынка онлайн-торговли. В 2020 году Ozon планирует построить и открыть логистический центр в Зеленодольском районе республики. Помимо этого, строительство логистического центра в том же районе РТ заложила компания Wildberries.
31 мая 2019 года появилась информация, что перспективу строительства логистического центра рассматривает компания «Яндекс. Маркет».
Онлайн-магазины заявляют, что уже сейчас готовы обеспечить доставку товаров жителям Казани, спустя день после заказа. В будущем планируется охватить быстрой доставкой весь регион.
Торговые центры расширяют ассортимент
Тем не менее, по данным аналитиков CBRE, онлайн-торговля занимает не более 5% от общего российского товарооборота. «Крупных амбициозных проектов в сфере торговой недвижимости появляется все меньше – средняя площадь строящихся объектов составляет 27 тыс. кв. м. Тем не менее, снижение количества рынков и низкий уровень развития онлайн-торговли создают условия для формирования конкуренции другого уровня для существующих торговых объектов», – сообщает CBRE.
По данным CBRE, в первом полугодии 2019 года в регионах открылось 6 торговых центров, суммарной арендопригодной площадью 194,2 тыс. кв. м. Почти половина (48%) нового строительства пришлась на города Дальнего Востока.
Торговые центры Казани все же рассчитывают на рост трафика по итогам года. В пресс-службе UD Group рассказали, что в 2019 году ожидают увеличения числа посетителей в находящемся под их управлением ТЦ «ГоркиПарк». Положительная динамика должна составить 8%, несмотря на то, что более половины покупателей совершают покупки онлайн.
«Такой незначительный рост мы связываем с выходом объекта на этап зрелости, согласно показателям других метрик эффективности объекта. Согласно опросу, проведенному в ноябре этого года, 52% посетителей ТЦ «ГоркиПарк» совершают онлайн-покупки товаров и услуг. При этом средний чек покупателей и посещаемость торгового центра продолжают расти», – заявили в компании, занимающейся девелопментом коммерческой недвижимости.
В пресс-службе UD Group отметили, что привлекают гостей за счет развития зоны фуд-корта и открытия новых ресторанов.
В пресс-службе компании Ingka Centres, управляющей сетью «Мега», рассказали, что на трафик влияет появление большого числа жилых комплексов рядом с торговым центром.
«За год трафик в казанской «Меге» показал небольшой рост. Посещаемость за год составила 13 млн человек. Увеличение числа посетителей связано с развитием жилых кластеров рядом с торговым центром, а также проведенным обновлением центра, которое, в частности, включало создание новой модной галереи», – сказали в пресс-службе.
В ноябре 2019 года в казанской «Меге» открылась галерея, что увеличило количество магазинов модной одежды в портфолио центра до 34.
На данный момент в Казани работает более 50 торговых центров, общей площадью более 1 млн квадратных метров. Качественное предложение (ТЦ с выигрышным расположением, располагающие стабильными арендаторами и т.д.) представлено 12 торговыми и торгово-развлекательными центрами, торговая площадь которых составляет 403,6 тыс. квадратных метров.