Блокчейн по шариату: в Казани презентовали цифровую экосистему халяль
Глава Исламского юридического центра, генеральный директор ООО «Цифровая экосистема халяль» Джалиль Мустафин заявил, что объем контрафакта в пищевой продукции, которая позиционируется как соответствующая канонам ислама, растет. Как правило, контрафакт имеет маркировку соответствия стандартам халяль.
«Бороться с этим призвана «Цифровая экосистема халяль», чтобы несоответствующая стандартам продукция не допускалась на рынок. Естественно, на продукт можно нанести любой стикер. Госорганами это пока не контролируется. В итоге, страдают мусульмане», — сказал Мустафин.
Проект, по его словам, является инициативой мусульманской общественности и бизнеса. Цифровая экосистема продукции по канонам шариата включает в себя получение цифровых свидетельств халяль, цифровой паспорт блокчейн с QR-кодом, торговую площадку по реализации такой продукции и систему ее доставки. «У нас есть производители, мы им помогаем получать сертификаты халяль, выдаем цифровые паспорта и выводим их продукт на рынок. Эта система работает», — сказал Мустафин.
Одной из составляющих экосистемы, по замыслу авторов проекта, должен стать блокчейн. Основатель и исполнительный директор «Universa», глава Комиссии по инновациям и научным исследованиям Международного аэрокосмического комитета Александр Бородич рассказал, что данная технология позволит объединить данные от всех участников цепочки по производству и реализации продукции. По его словам, пилотные проекты в сфере блокчейн реализуются их компанией в Тунисе и ОАЭ.
«Раньше производитель выпускал продукт где-то на ферме, сдавал его в логистические компании, те везли его дистрибьюторам, в итоге, он попадал на полки магазинов. У потребителей не было возможности проверить контрафактный это продукт или нет, а также где и когда он был произведен. Бумажная наклейка не дает гарантии в подлинности продукта. Когда нас пригласили принять участие в проекте «Цифровая экосистема халяль», мы предложили технологию блокчейн», — сказал Бородич.
Каждый участник экосистемы халяль сможет занести информацию в цифровой паспорт товара. Доступ к ней потребитель сможет получить по QR-коду. «Фермер запишет, где, когда и из чего он произвел продукт, логист – когда и откуда его перевозил, а если у него в рефрижераторе был датчик – то и при какой температуре перевозилась и хранилась продукция, магазин – в какой день получил и реализовал продукт, а потребитель все это сможет увидеть и оставить свой отзыв. Система блокчейн позволяет очень легко выстроить эту цепочку», — сказал Бородич.
Он добавил, что бизнесу не нужно будет траться на покупку, например, серверов для хранения информации. Блокчейн также гарантирует сохранность данных. «Помимо прочего, появится возможность отмечать, что конкретный продукт уже был реализован, потреблен. Это позволит сделать важный шаг в создании системы борьбы с контрафактом. С помощью сканирования QR-кода потребители будут видеть, что товар уже был продан, и перед ним подделка. Блокчейн гарантирует, что из системы нельзя будет удалить данные либо изменить их», — сказал Бородич.
Еще одним элементом «Цифровой экосистемы халяль», по его словам, является площадка электронной коммерции. «Для фермера важно оказаться на полке магазина, чтобы его товар купили. Но полок становится все меньше, в частности из-за коронавируса. Люди все больше покупают онлайн. И в экосистеме халяль появляется своя цифровая полка, на которую производитель может поставит продукцию, а покупатели – быть уверенными в ее качестве. В дальнейшем халяль будет интегрирован в систему быстрой доставки, уже сейчас мы работаем с партнерами, чтобы доставлять эти товары к дому покупателя. В какой-то момент эта экосистема замкнется, открыв производителям путь к бесконечному морю потребителей, а покупателям – к проверенной продукции», — сказал Бородич.
Сроки, когда система заработает в полном объеме, сумму инвестиций спикеры не озвучили.
Заместитель председателя проектно-технического комитета по стандартизации № 704 «Продукция и услуги «Халяль» Марат Низамов высказал мнение, что «термин халяль получил глобальное значение». В мире, по его словам, проживают порядка 1,8 млрд мусульман, в том числе свыше 20 млн – в России. Оборот индустрии халяль превышает $2 трлн в мире и свыше 100 млрд руб. – в РФ.
«Развитие индустрии халяль в нашей стране началось в конце 90-х годов 20 века – начале 2000-х, когда при мечетях начали открываться маленькие цеха по производству продукции, которая называлась «халяль», «мусульманская», — сказал он.
Первые правила производства халяль-товаров в Татарстане разработали в 2004 году. Затем появилась система добровольной сертификации и так далее. По его мнению, объединить данные о продукции и защитить потребителей от контрафакта очень важно. Однако нужно продумать, как создать барьер для ввода в базу данных ложных сведений.
«В свое время, когда IT-компании пытались внедрить чипирование скота в некоторых хозяйствах, и они столкнулись даже с подменой животных, поскольку фермерам было это невыгодно. Очень важен первоисточник, начиная с грядки, с животного. Нужно прописать четкие требования, чтобы у потребителя была информация, где выращено сырье, кто производитель, какова вся остальная и цепочка, и что все это соответствует канонам ислама, требованиям халяль», — заявил Низамов