Дело бренда: что ТЦ могут сделать с закрывшимися иностранными магазинами
Управляющие торговыми центрами Казани хотели бы предоставить новым арендаторам помещения, занимаемые магазинами иностранных брендов, приостановивших работу в России. На данный момент такие отделы опечатаны, однако администрация ТЦ не имеет права пригласить новых арендаторов, поскольку имущество не вывезено.
На встрече представителей власти с предпринимателями 24 марта проблему простаивающих площадей озвучила управляющая ТЦ «Южный» Лилия Ибатуллина. В общей сложности, паузу в работе взяли 125 иностранных брендов. Деятельность в ТЦ приостановили 45 магазинов.
РБК Татарстан направил запросы в торговые центры города. В ТРЦ «Мега» заявили, что работают в обычном режиме и «сфокусированы на обеспечении операционной деятельности центра, чтобы покупатели имели доступ к необходимым товарам и услугам».
«Мы находимся в диалоге с партнерами, чтобы выработать эффективную схему взаимодействия в текущих условиях. Сейчас преждевременно давать полную оценку влияния ситуации на бизнес», — заявили в пресс-службе. В ТРК «Тандем» от комментариев отказались.
Полномочный представитель Российской Гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова в беседе с РБК Татарстан отметила, что сейчас сложилась трудная ситуация для всех участников рынка, поскольку много неопределенности. Она призвала заинтересованные стороны оставаться в правовом поле.
«Поскольку приостановка коммерческой деятельности не является расторжением договора аренды. Для понимания: средний размер инвестиций в магазин фэшн-индустрии, площадью 3 тыс. кв. м, составляет порядка 30-50 млн рублей. Срок аренды – от 10 до 30 лет. Во многих случаях у собственника ТЦ отсутствует право на расторжение договора в одностороннем порядке, если арендатор оплачивает аренду своевременно. Срок уведомления о досрочном расторжении договора со стороны арендатора – от 6 до 12 месяцев. При этом арендатор будет обязан компенсировать владельцу затраты на подготовку помещения», – сказала Стрюкова.
Пока не расторгнут действующий договор аренды, приглашать новых арендаторов некуда. Кроме того, неизвестно, найдутся ли новые арендаторы.
«Итак, если у владельца есть действующий договор аренды с международным брендом, который приостановил коммерческую деятельность, то на 99% – этот договор является долгосрочным, зарегистрированным и предусматривает санкции для сторон в случае его досрочного расторжения. Управляя портфелем недвижимости в 750 арендаторов, могу с уверенностью говорить, что мы пока не получили ни одного уведомления о расторжении договора аренды. Те магазины, которые приостановили свою работу, продолжают оплачивать эксплуатационные расходы и коммунальные платежи согласно договора. С кем-то нам удалось договориться об оплате минимальной арендной платы. Для меня это является самым главным свидетельством того, что бизнес заинтересован в продолжении работы, как только это позволит ситуация», – сказала Стрюкова.
Вице-президент Гильдии риэлторов Республики Татарстан Руслан Садреев считает, что есть вероятность возвращения всех представителей иностранного бизнеса, которые приостановили работу. Если бренды этого не сделают, то им необходимо будет освободить помещения.
«Я думаю, что иностранные компании сами заинтересованы в оплате арендных платежей. А что будет дальше покажет время, но я не уверен, что сегодня есть очередь из арендаторов, которые желают быстро занять данные помещения. Понятно, что они найдутся, но я не представляю, какими брендами можно заменить ушедшие. Как я понимаю, торговые центры имеют определенный формат и не рассматривают небольшие частные магазинчики. Поэтому говорить о том, что будет быстрая заполняемость высвободившихся площадей, я бы не стал», — сказал Садреев.
По его словам, если не будет высокого спроса, то это может способствовать снижению арендных ставок. Сейчас помещения на первых этажах жилых домов сдаются в аренду по цене 1,5-2 тыс. руб. за кв. метр, в ТЦ, предположил он, ставка составляет порядка полутора тысяч рублей.
Сегодня начальник отдела закупок компании OBI Максим Суравегин заявил на форуме DYI в Москве, что магазины сети в Москве и Санкт-Петербурге откроются в течение нескольких дней. В течение 2 недель – в регионах России. Об этом сообщает РБК. Позднее компания опровергла эту информацию.
Сеть OBI объявила о приостановке работы в РФ 8 марта. В Казани магазин в ноябре 2021 года переехал из ТЦ «Мега» в отдельно стоящее здание, площадью порядка 13 тыс. кв. метров. Инвестиции озвучивали в объеме порядка 2 млрд руб.
Если иностранные бренды, которые в марте покинули российский рынок, не вернутся, предположил Садреев, на смену им могут прийти игроки с Востока, Юга. «То есть какие-то бренды, о которых мы не знаем, но они могут быть интересны, расчет только на них. Произойдет своего рода импортозамещение», – сообщил он.
В начале марта о приостановке работы на российском рынке сообщила испанская компания Inditex, которой принадлежит более 500 магазинов в России (Bershka, Pull&Bear, Zara и Zara Home, Stradivarius, Oysho, Massimo Dutti).
Аналогичное решение приняли марки H&M, LPP, Levi's, Victoria's Secret, Mango, LVMH и другие. Японская компания Uniqlo сначала заявила, что продолжит работу, так как одежда является товаром первой необходимости, однако потом изменила решение и покинула рынок РФ.