Перейти к основному контенту
COVID-2019 в РТ ,  
0 
Эксклюзив

Хроники выживания: в Татарстане увеличилось число субъектов МСП

Число субъектов предпринимательства за 2 месяца возросло на 1,7 тыс., динамику обеспечили микропредприятия. Во время самоизоляции число обращений от МСП к бизнес-омбудсмену Татарстана возросло в сотни раз
Фото: ombudsmanbiz.tatarstan.ru
Фото: ombudsmanbiz.tatarstan.ru

Помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен республики Фарид Абдулганиев в интервью РБК Татарстан сообщил, что количество субъектов предпринимательства в республике превысило за последние два месяца 161 тысячу. Он предполагает, что по итогам года у МСП есть шанс сохранить долю в структуре валового регионального продукта на уровне прошлого года, когда впервые был преодолен рубеж в 26%. Ситуация в предпринимательстве, по его оценке, начинает постепенно стабилизироваться.

— Какое количество обращений поступает в аппарат бизнес-омбудсмена от предпринимателей Татарстана в период введенных из-за коронавируса ограничений, которому предшествовал обвал цен на нефть? Их число увеличилось?

В конце марта, апреле в республике сложилась экстраординарная ситуация. И с 26 марта мы открыли call-центр – горячую линию бизнес-омбдусмена. На начальном этапе ее работы поступало 3-5 звонков в день. С началом режима самоизоляции приходилось обрабатывать до 650 обращений в день.

После 12 мая, когда были введены существенные послабления и бизнес получил возможность возобновить работу, число звонков снизилось. На прошлой неделе мы принимали за день, в среднем, 137 звонков. Еще один признак того, что ситуация постепенно начинает стабилизироваться – уменьшилось число обращений по воскресениям. Еще недавно люди звонили по выходным, даже ночью.

Фарид Абдулганиев в 2018-2020 годы работал министром экономики Татарстана. В феврале 2020 года его назначили помощником президента РТ. 11 марта 2020 года он занял пост уполномоченного по защите прав предпринимателей региона. Совмещает работу в обеих должностях.

— На что чаще всего сейчас жалуются предприниматели?

В непростой период мы начали проводить встречи с предпринимателями: большая часть из них прошла в онлайн-формате, несколько – в оффлайне. Сначала мы собирали представителей бизнеса по отраслям, затем начали действовать по территориальному принципу. Например, на днях я встречался с предпринимателями Сармановского района.

В ходе онлайн встречи удается решить порядка 70-75% поступающих от бизнеса вопросов. Для решения оставшейся четверти вопросов требуется некоторое время. Мы работаем в плотном взаимодействии с Роспотребнадзором, налоговой службой, министерством экономики, минпромторгом, минсельхозпродом и другими министерствами, ведомствами регионального и федерального уровня, надзорными органами. Мы приняли для себя решение, что ответы на поставленные предпринимателями вопросы мы должны найти не более чем за 7 дней.

В апреле наибольшее количество жалоб касались арендных отношений, актуальность этого вопроса сохраняется и сейчас. Мы понимаем, что и арендаторы, и арендодатели – это предприниматели, и нужно защитить интересы обеих сторон. Для решения споров мы используем инструмент медиации, чтобы найти компромисс.

В конце апреля – начале мая начали поступать обращения от предпринимателей, которым банки отказали в получении беспроцентных кредитов. События развивались следующим образом: федеральное правительство принимало то или иное постановление о мерах поддержки бизнеса, но требовалось несколько дней, чтобы банки или иные структуры сформировали правоприменительную практику по нему и могли начать оказывать услуги предпринимателям. Например, в случае с банковской поддержкой мы встречались с руководством кредитных организаций, прорабатывали кейсы, формируя системные подходы, а затем использовали их как шаблон для решения вопросов предпринимателей.

Еще один пакет вопросов касался ОКВЭД. До эпидемии коронавируса им предавали мало значения, поскольку налоговая служба никогда не применяла каких-либо санкций, если предприниматель заявил один вид деятельности при регистрации, как основной, а затем начал заниматься чем-то другим. Но когда был сформирован перечень пострадавших отраслей, возникла проблема.

Однако глава минэкономразвития РФ Максим Решетников заявил, что поддержку субъекты МСП смогут получить не только по основным, но и по дополнительным кодам ОКВЭД.

Помимо этого, в Татарстане приняли региональную программу поддержки бизнеса, чтобы помочь тем предпринимателям, которые не вошли в число получателей федеральной поддержки.

— В каких сферах предпринимательства сложилась наиболее сложная ситуация? По аналогии со всей страной – общепит, гостиницы и так далее, или есть региональная специфика?

В целом, ситуация в республике соответствует той, что сложилась по стране. Много обращений поступает от гостиничного бизнеса, общепита, представителей сферы торговли, поскольку ТЦ все еще закрыты, и так далее.

Региональная специфика связана с тем, что Татарстан является нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим субъектом. Ограничения против распространения коронавируса практически совпали с падением стоимости нефти, поэтому предприятия, которые оказывают услуги крупным добывающим и перерабатывающим компаниям, оказались в непростой ситуации.

Могу добавить, что от производственников жалобы и обращения поступают реже, по сравнению с другими отраслями.

— Какие меры поддержки МСП были разработаны и пролоббированы при участии бизнес-омбудсмена?

На самом деле, меры поддержки лоббировали сами предприниматели в ходе онлайн встреч с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Например, в преддверии введения режима самоизоляции возник ажиотажный спрос на продукты. И вопрос продовольственной стабильности населения решался в том числе и за счет ритейлеров с бесконечной полкой, которыми являются интернет-магазины.

На первой встрече с Рустамом Миннихановым, где я выступил модератором, предприниматели попросили обеспечить бесперебойную работу пунктов выдачи заказов, курьеров, таксистов для доставки, беспрепятственный транзит фур по территории республики и так далее. Президент тут же отдал соответствующие поручения.

На сегодня у меня на руках есть список из десятков вопросов от бизнеса, которые требуют безотлагательного решения. Однако нужно понимать, что сегодня значительная часть регионов страны еще только приступает к рассмотрению возможностей разрешить возобновить работу некоторым видам предпринимательства.

Видео: РБК Татарстан

В Татарстане большей части бизнеса разрешили начать работать с 12 мая. Я считаю это решение президента республики очень важным, фактически, оно спасло бизнес в регионе.

— Ваш предшественник, Тимур Нагуманов, на посту бизнес-омбудсмена готовил рейтинг предпринимательской активности районов республики. Не планируете ли вы подготовить исследование по поддержке бизнеса муниципальными властями?

На самом деле, я могу сказать, что не осталось ни одного руководителя муниципального района, который бы во время этого сложного периода не обратился бы в аппарат бизнес-омбудсмена с предложениями по мерам поддержки, которые они считают наиболее актуальными. Их учитывали, среди прочего, при формировании региональной программы поддержки МСП.

Также мне хотелось бы отменить взвешенную позицию татарстанского управления Роспотребнадзора с Мариной Патяшиной во главе, что позволило стабилизировать ситуацию с заболеваемостью и возобновить работу МСП.

— По вашим прогнозам, сократиться ли число субъектов МСП по итогам 2020 года?

По данным Единого реестра малого бизнеса, который ведет ФНС, на 10 мая число субъектов предпринимательства за последние 2 месяца увеличилось на 1773 единицы и превысило 161 тыс. Рост произошел за счет ООО и индивидуальных предпринимателей, которых налоговая служба причисляет к микробизнесу.

При этом число предприятий и индивидуальных предпринимателей, который ФНС причисляет к малому бизнесу, немного сократилось. Так, с 10 марта до 10 мая число таких компаний сократилось на пять единиц до 5305, а индивидуальных предпринимателей малого бизнеса на 12 – до 696.

Мы будем анализировать динамику. Возможно, она обусловлена тем, что часть крупного бизнеса перешла в категорию среднего, средние – в малые, малые, соответственно, в микро. Есть вероятность, что у предприятий снизилась выручка и они попали в другую категорию.

— Сократиться ли, на ваш взгляд, доля МСП в структуре валового регионального продукта по итогам 2020 года?

По итогам прошлого года доля малого и среднего бизнеса в структуре ВПР выросла до 26,1%. Порог в 26% был преодолен впервые. Я думаю, что по итогам текущего года доля МСП существенно не изменится.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Татарстан
Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушениеПолитика, 06:33
Новостройка с собственным пляжем: жилой район City BayРБК и City Bay, 05:54
Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах»Политика, 05:52
Украинский дрон упал рядом с жилым домом в Липецкой областиПолитика, 05:49
Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступленияхОбщество, 05:33
Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает»Политика, 05:08
В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 годуОбщество, 04:58
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейкомБизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56