Экономные роботы: бизнес РТ снижает издержки за счет цифровизации
На заседании татарстанской ассоциации содействия цифровому развитию президент РТ Рустам Минниханов оценил IT-технологии муниципалитетов. «Нет задачи все просто оцифровать, люди должны почувствовать результат. Не для отчета. Статистика работает в интересах ситуации, чтобы быстро принимать решения. Работа очень большая, нам надо вовлечь в нее и органы исполнительной власти, и частные IT-компании», — сказал Минниханов.
Цифровые решения проникают во все сегменты жизни Татарстана. В частности, в Казани в ближайшие 3–4 года должен появится цифровой двойник. В январе в мэрии Казани заявляли, что завершилась разработка и внедрение первой очереди комплексной муниципальной геоинформационной системы (КМГИС) — «цифрового двойника» города. Было оцифровано около 20% инженерных сетей на территории города, а также 10% архивов инженерного отдела. Ведется и обновляется карта подземных коммуникаций и строительства.
В тестовом режиме оцифровано пять проектов планировок (ППТ). До конца 2021 году хотят провести оцифровку еще 94 актуальных ППТ. Также реализуется проект по полному переходу всего исполкома на цифровое взаимодействие с контрагентами — на сегодня готовность составляет 65%.
В мае, на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга», было озвучено, что для IT-парка в Иннополисе могут разработать цифровой двойник, а Иннополис может стать первым цифровым городом в России. Цифровой двойник — это виртуальная копия объекта, которая позволяет оптимизировать бизнес-операции.
Цифровизация для бизнеса
По пути создания цифровых систем идет и крупный бизнес республики. В частности, компания «Татнефть», продолжает развивать цифровую систему управления месторождениями. Сейчас алгоритмы роботизированного контроля и управления режимами работы скважин со сверхвязкой нефтью тиражируются на традиционную добычу.
Проект был инициирован генеральным директором компании Наилем Магановым и реализуется на опытном участке Миннибаевской площади. В новом проекте, касающемся цифровизации системы управления добычи традиционной нефти, используются элементы цифровой платформы, разработанной для добычи СВН. Он стартовал в 2020 году и будет завершен в декабре 2021 года.
Прототип цифровой платформы системы управления нефтяными месторождениями был создан и апробирован на этапе реализации проектов «Формирование модели управления процессами нефтедобычи на основе применения цифровых технологий на опытном участке месторождений СВН» и «Опытно-промышленное применение и развитие цифровой системы управления месторождением СВН».
«В рамках данного проекта производится идентификация существующих и находящихся в разработке модулей, их интеграция в систему цифрового управления месторождением традиционной нефти с целью исключения дублирования функционала. По мере необходимости разрабатываются недостающие модули», — цитирует руководителя проекта, куратора цифрового развития бизнес-сектора проектного офиса ТНЦР Айдара Тахаува издание «Нефтяные вести».
Отмечается, для работы с математическими моделями или цифровыми двойниками разрабатываются алгоритмы по определению корректности работы датчиков. Для автоматической системы управления были созданы 63 программных модуля, которые позволили использовать в работе единое хранилище данных, автоматически интерпретировать результаты исследований, производить расстановку горизонтальных стволов скважин, вести подсчеты запасов и др.
«Благодаря программным модулям запускается алгоритм, и робот в тот же момент принимает решение по устранению инцидента. С помощью управляющих команд он выводит скважину на заданный режим и поддерживает текущий дебит. Как следствие — сокращение недоборов нефти и увеличение наработки оборудования на отказ», — сказал Айдар Тахаув.
По его словам, процессами будут охвачены все области интегрированной системы. Отмечается, что алгоритмы контроля и управления режимами работы скважин традиционной добычи нефти позволят увеличить эффективность работы. Данные мониторинга позволят выявить скважины, находящиеся в простое, с неисправными датчиками, с отсутствием связи, с отображением параметров работы, причин остановок и т. д. Это позволит оперативно проводить корректирующие действия.
«Реальный экономический эффект будет понятен по завершении проекта, но уже сегодня можно сказать, что проделанная работа позволит получить более точные данные и алгоритмы, более качественно использовать роботизированные системы. А значит, снизить издержки, повысить рентабельность ГТМ, их эффективность, что так важно для достижения стратегической цели компании — удвоения ее стоимости», — сказал Тахаув.
Базовая автоматизация
Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк считает, что базовая автоматизация и внедрение основных бизнес-приложений в большинстве компаний в России и, в частности, в Татарстане закончены. Но задачи и условия работы предприятий быстро меняются, что требует гибкости решений.
«Их обеспечивает Robotic process automation (RPA, роботизация бизнес-процессов). Эти программные инструменты применяют «поверх» уже используемых приложений, не вмешиваясь в их работу. По данным Blue Prism, британской корпорации по разработке ПО, роботизацию в различном объеме в России внедрили 42% российских компаний на начало текущего года», — сказал Миронюк.
По его мнению, наиболее перспективно внедрение роботизации бизнес-процессов на предприятиях с большим количеством офисных сотрудников, или там, где есть потенциал замены работников (механизации). «Внедрение RPA наиболее эффективно в финансовой сфере, ритейле, энергетике, а также в добывающей промышленности и производстве потребительских товаров», — сказал Миронюк.