Творческий ход: креативные индустрии Татарстана хотят приравняться к ИТ
Сегодня в Казани, в рамках KazanSummit-2021, прошел круглый стол «Локальная идентичность и креативные индустрии». Совладелица татарстанского агентства Evolution Арина Судакова предложила приравнять креативные компании к ИТ-бизнесу и распространить на них налоговые льготы.
«По большому счету, нам ничего не нужно от государства (во всяком случае, компаниям, находящимся в середине своего жизненного цикла). Однако если мы получим такие же налоговые льготы, как ИТ-компании, то огромное количество самозанятых выйдут в бизнесовую сферу и смогут создавать небольшие артели, в которых будут организованы дополнительные рабочие места. Если посчитать по всей России, то это будет огромное количество новых рабочих мест», — сказала Судакова.
23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в обращении к гражданам обещал провести налоговый маневр в ИТ-отрасли, пообещав обеспечить российскому бизнесу столь же выгодные условия, как в индийской и ирландской юрисдикциях. Он предложил снизить ставку налога на прибыль для ИТ-компаний с 20% до 3%, страховые взносы – с 14% до 7,6%. Эти меры будут действовать бессрочно. Помимо этого, в Татарстане действуют льготы для резидентов особой экономической зоны «Иннополис».
Еще одной проблемой, по словам Судаковой, является утечка кадров.
«Я, к сожалению, не могу платить десятки тысяч долларов за работу художников и иллюстраторов. Но зарубежные компании прекрасно могут это делать и выкупают наши мозги. Три года назад к нам приезжали инвесторы из ОАЭ, которые были готовы купить нас. Но у меня высокая самоидентификация, я бы хотела, чтобы наши продукты были create in Russia, а не create somewhere», — сказала Судакова.
Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ Сергей Коротков сообщил, что вклад креативных индустрий в валовой внутренний продукт страны составляет на сегодня 4,98%. «Эксперты считают, что с учетом сложившихся тенденций доля креативных индустрий будет расти. Поэтому усилия, направленные на поддержку этого вида экономики, видятся более чем перспективными для достижения устойчивого развития мирового сообщества после пандемии», — сказал Коротков. По его словам, на международном уровне с прошлого года начался сбор данных, чтобы актуализировать информацию о креативной экономике и разрабатывать меры поддержки таких индустрий.
Заведующая отделом стратегического планирования Центра культурных стратегий и проектного управления (РОСКУЛЬТПРОЕКТ) Лейла Зотова рассказала, что в федеральное законодательство о культуре планируется внести определения таких понятий, как творческие индустрии и творческое предпринимательство. Будет введено понятие реестра творческих индустрий. Определять развитие творческих индустрий будет концепция, разработанная экспертами.
«Эксперты предусмотрели все, что только можно, в том числе и в части налоговых льгот», — сказала Зотова. Кроме того, изменения планируется внести в стратегию пространственного развития, чтобы активизировать развитие креативных индустрий в регионах.
В июне, сообщила она, президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности. Данная структура будет заниматься формированием соответствующей инфраструктуры, ее бесперебойной и эффективной работой, инициативами в сфере нормативно-правового регулирования, международной кооперацией и так далее.
Заведующий учебно-научной лабораторией «Центр исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Капков назвал креативные индустрии «новой промышленной политикой» и на мировом, и на российском уровне. Пандемия коронавируса активизировала их развитие.
«Я думаю, что большинство людей, задействованных в креативной экономике, а это, в основном, молодые люди, не вернутся в офисы и либо научатся работать онлайн, либо будут собираться на каких-то независимых площадках. И задача власти создать пусть маленькую, но экосистему, где люди смогут творить, придумывать», — сказал Капков.