Онлайн-покупки и белые пятна в покрытии: чем живет сотовый ритейл Казани
По словам руководителя агентства TelecomDaily Дениса Кускова, в рамках исследования тайные покупатели проверили более 650 торговых точек по продаже услуг мобильной связи и гаджетов в 16 крупных городах страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Воронеж и другие. В каждом городе была изучена работа федеральных сетей и 2-3 региональных игроков.
Кусков сообщил, что авторы исследования пришли к выводу: во всех регионах местным торговым сетям трудно соперничать с общероссийскими компаниями. Локальные ритейлеры отстают по части сервиса. В Татарстане индекс удовлетворенности клиентов в этом сегменте составил 64,1% из максимальных 100. Для сравнения: показатель «Билайна» – 87,1%.
«К сожалению, локальные игроки по России в силу ряда причин, в том числе и финансовых, выбирают торговые точки небольших размеров, где очень трудно презентабельно показать товар. У них, как правило, маленький штат сотрудников», – сказал Кусков.
Глава аналитического агентства в сфере телекоммуникаций отметил, что ритейлеры соперничают, в первую очередь, за лояльность пользователей. «По большому счету, новые клиенты у операторов не появляются. Люди приходят за товаром не каждый месяц. Поэтому перед ритейлерской сетью в РФ стоит задача вовлечь покупателя: заставить его вернуться, рекомендовать их услуги знакомым», – считает Кусков.
Офлайн не сдает позиции
Представители ритейлеров, которые приняли участие в пресс-конференции РБК-Татарстан, отметили растущий интерес жителей республики к онлайн-продажам, хотя традиционные торговые точки пока остаются в приоритете. По мнению представителей бизнеса, покупка дорогостоящей электроники онлайн еще не вошла у граждан в привычку.
Покупатели, как правило, предпочитают «пощупать» товар перед покупкой», –отметил директор филиала ПАО «Вымпелком» в Казани Ильгиз Гибадуллин. Он добавил, что интернет-продажи приносят компании на данный момент порядка 5% выручки по Татарстану.
Менеджер по связям с общественностью «Мегафон» в Поволжье Екатерина Архипова сообщила, что у них показатель выше: на интернет-продажи приходится до 10% выручки. «Все остальное – это все-таки офлайн-продажи. Однако существует хороший инструмент для привлечения покупателей в интернет-магазины. Например, возможность предзаказа после выхода нового гаджета», – сказала Архипова.
Управляющий объединенной компании «Связной/Евросеть» в ПФО Александр Сидельцев, сообщил, что в их сетях на долю онлайн продаж приходится 10-20% в структуре выручки. «Онлайн – серьезное направление, которое обеспечивает доход», – отметил топ-менеджер.
По словам Кускова из TelecomDaily, в целом по России на онлайн-магазины приходится около 10% от общего объема продаж. «Действительно, наш рынок отличается от американского и азиатского. Даже те, кто приобретает технику в интернете, предпочитают сначала оценить ее вживую. Но онлайн-продажи растут и находят своих потребителей», – сказал аналитик.
Покупатели, по мнению спикеров, все чаще стали выбирать более современную и дорогую технику. Средняя цена смартфона за два года выросла на 20%. По данным Сидельцева, сегодня она составляет 17 тыс.рублей.